Branches

History

Central Site

Thermal Power Station-6 was designed and was started to be constructed as a part of Bratsk Timber Industry Complex. In 1965, after start-up of the first boiler and first turbine, the thermal power station was transferred under the supervision of the Ministry of Power and formed a part of the Regional Power Administration of Irkutskenergo. By virtue of the priorities existing at that time and the concept of construction of the timber industry complex, Thermal Power Station-6 was compactly placed on a very limited territory - only 14 hectares. It is the unique Russian thermal power station of high pressure of the corresponding capacity located on such a small territory.

Today, Thermal Power Station 6 is one of the best branches in JSC Irkutskenergo. However, it was not always like this. In the 1970-s the team of the power station faced a difficult task of provision of the developing timber industry complex with thermal energy in the volumes exceeding the performance capabilities of the thermal power station. The situation was worsened by the fact that the first three boiler units were prototype models of BKZ 320PT boilers with liquid slag disposal, and they had significant constructive defects, which did not allow to carry normal load. Besides, by the end of the 1970s, reliability of boilers became the lowest in connection with frequent damages of superheaters due to their bad design. In 1983 Oleg Ivanovich Budilov was appointed Director of Thermal Power Station-6, the energetic person deeply devoted to his business. He started formation and construction of the missing infrastructure of the power station, introduced a new scheme of supply of fuel to the fire-box of boiler units (PVK scheme), which allowed to lower expenses for repair of the equipment, to improve working conditions and to lower emission of nitric oxides to the atmosphere. In order to increase the stock of fuel in the coal warehouse of Thermal Power Station-6, the retaining wall was installed, which allowed double increase in the volume of the warehouse without changing the area. Superheaters of the first boilers were replaced by modern ones. Grajver Mikhail Aleksandrovich, Chief of boiler-and-turbine department, headed the work on replacement. Later, he was appointed Chief Engineer of the power supply system. Two more boiler units were installed due to deficiency of thermal energy: the 9-th boiler was started up in 1983; the 10-th boiler was put into service in 1987.

In spite of the fact that the thermal power station was designed as an industrial station, from the very beginning of its operation the power station has been providing the central area of Bratsk with heat. In 1991 Gennady Petrovich Kuvshinov was appointed Director of the thermal power station. The period of numerous transformations started. Works on formation of the infrastructure started: butter plants were constructed; the sector for repairing bulldozer equipment was created. Significant efforts were directed to improvement of working conditions of the personnel.

Great attention is given to power saving technologies at Thermal Power Station-6. The majority of thermal schemes of the power station were reconstructed in the 1990s: they became less expensive (with respect to repair) and more reliable; boilers and turbines were translated to the single-lane scheme of the main steam lines. Change of assortment of pipes of the main steam collector from 219*29 and 273*32 to 377*50 allowed to increase their stock up to 200 thousand hours

In 2000 a new automated system of the commercial account of steam thermal energy was installed at TPS-6. The next two years the same accounting device was installed on the sources of hot water thermal energy, as well as technological resources consumed by the thermal power station. Such system of thermal energy accounting was performed in Russia for the first time.

Since July 1 2006, according to the decision of the Board of Directors of JSC Irkutskenergo and on the basis of the Order of General Director of JSC Irkutskenergo, the structure of Thermal Power Station-6 was changed due to its joining to Bratsk Thermal Network Branch.

Segment of Thermal Sources and Thermal Network

Thermal Power Station-7 was constructed during 1960-1961 by Bratskgesstroy with the purpose of provision of the enterprises of the construction industry of Bratskgesstroy and inhabited sector of Padun and Energetik settlements with thermal energy. "Pursey" boiler-house functioning at that time, located in Padun settlement and equipped with ten steam boilers having steam capacity of 10t/h each, could not satisfy growing needs of these facilities.

Thermal power station was, certainly, an indispensible facility. Everybody was looking forward to start-up of the first boiler unit, but it was not the most important building facility against a background of huge Bratsk Hydroelectric Power Station, power transmission lines, Bratsk Timber Complex and Bratsk Aluminum Plant, therefore its construction did not attract much attention of the mass media, there were few publications about construction and start-up of boiler units and turbines; news on the construction did not appear in the central press at all.

Construction of the building of the thermal power station, fuel supply and lying of necessary pipelines were carried out in 1960, installation of equipment and chimney took place in 1961. Temporary end face of the power station during the first 4 years of the equipment installation did not have the main wall and was covered by huge canvas panel that, naturally, created extreme conditions of operation and tense environment for the personnel.

Test kindling of boiler N 1 was performed on October 2, 1961, and, after the corresponding boiler running in, it was started. This date is also considered the birthday of the thermal power station. Steam turbine N 1 was put into operation on the eve of New Year (1962).

The thermal power station formed part of Bratskgesstroy and was called Bratsk TPS; it had the settlement account and the minimum staff of the administration apparatus (in addition to the staff department). As for labor payment, the thermal power station applied tariff rates accepted in auxiliary divisions of Bratskgesstroy.

The basic working personnel of the thermal power station consisted of demobilized navy mechanics, workers of Bratskgesstroy boiler-houses, young men and women from construction units, who passes vocational training in the educational center of Bratskgesstroy.

Stanislav Stepanovich Mazanov, the first director of the station, played a great part in the team formation.

In 1964 construction of the first stage of the thermal power station was finished; 4 steam BKZ boilers were mounted and started up, their steam capacity equaled 75 t/h. Two steam turbines, 6 MW each, were mounted and put into service. "Pursey" boiler house was included in TPS, it was later demounted due to depreciation of boilers.

Since July 1, 1966 the decision on transfer of thermal power station to the structure of Irkutskenergo was accepted. "Hydrobuilder" electric boiler-house steam and thermal network were also transferred to the balance of the TPS.

In 1973 the decision was adopted on construction of a new electric boiler called Energetik. Its capacity equaled 100 Gcal/h. Three electric boilers were installed in the former "Pursey" boiler-house. Input of the electric boiler-house did not solve the problem of deficiency of heat in full, thus, variants of expansion of the thermal power station were studied, the variant of installation of 5 more boilers of the same type was accepted.

In 1978 this problem was settled, and the thermal power station for the whole decade turned into a construction site. The main building was founded, development of the system of hydraulic ash discharge continued, fuel supply system was reconstructed, car tipper was constructed, as well as a new chimney, premises of workshops and warehouses, a new administration building, bank pump, storage containers of hot water and other facilities necessary for normal work of the enterprise. Thermal power station acquired a modern appearance. General Designer (VNIPIEnergoprom) - GIP A.T. Gavrilenkov, General Contractors USPSS (Y.A. Dupin), USETR (I.P. Kholodnov), assemblers VEM (A.I. Makarov) made their contribution to expansion of the TPS. Owing to them and the work of their teams, the thermal power station became a modern enterprise with reliable system of water supply, ash-and-slag removal, and gas purification. Its productivity increased by 225 %.

In XX century the work of the enterprise was stable; consumers received power in full. Stability and reliability were provided by the thermal power station management’s competence, strict observance of technological requirements, skilful handling with the equipment, observance of schedules of preventive repair, high professionalism of the personnel, its constant study, both at the enterprise, and in educational center of Irkutskenergo, the branch of which operated in Bratsk within 20 years. Not less than 15 thousand employees and masters from different enterprises of Siberia and Far East raised their professional level in Bratsk branch, including, certainly, from the thermal power station. Experts from the thermal power station actively participated in the work of the branch as freelance teachers: V.P. Belyaev, A.A. Moleva, S.P. Mukosey, M.D. Galkina, A.B. Moiseev, J.B. Menkov, A.E. Minchenko.

Northern Thermal Network Branch was created by Order N 83 of Acting Chief Engineer of Irkutskenergo Regional Energy Administration Varnavsky B.P. dated by 15.05.1980 on the basis of the thermal network areas of Thermal Power Station-6, Thermal Power Station-7 and Galachinsky boiler-house.

In 1980 there were 235 km of thermal networks on the balance of NTN; the staff equaled 180 people.

The first starting complex of Galachinskaya boiler-house included input of one BKZ-75-39FB steam boiler and all buildings, constructions and auxiliaries for delivery of thermal energy to consumers of the city.

The first boiler unit was put into operation in November 1982. Thermal supply equaled 56 thousand Gcal, the second BKZ-75-39FB boiler was commissioned in June 1983, the third collar of KVTK-100-150 type was put into service in December 1985. According to the order of Chief Engineer of Irkutskenergo Regional Energy Administration N 191 as of 24.08.1984, the commission for acceptance of electric boiler and thermal network of the left bank of Ust-Ilimsk city was created.

In December 1985, the fourth boiler was put into operation at Galachinskaya boiler-house, the heating main UITPS was accepted for operation, its length equalsed12.6 km; diameter was 820х8 mm; 01.01.1986. Electric boiler-houses at substation N 3, school N 4, thermal networks of 39.9 km were placed on the balance of the station. In December 1987, the fifth boiler was started up at RGC. In September 1990 construction of RGC was completed; it corresponds to a thermal power station of average pressure, but due to absence of turbine equipment, it is related to the category of boiler-houses.

In 1990 supply of heat from thermal sources of NTN equaled 1115 thousand Gcal, length of thermal network was 301 km, number of the personnel amounted to 558 people, including technical personnel (95 people).

In 1988 Northern Thermal Network branch maintained 324.7 km of thermal network, supplied 1500 thousand Gcal of heat a year, the installed capacity of thermal sources equaled 644,5 Gcal/h, the basic industrial task for the NTN personnel was maintenance of reliable heat supply of housing-and-municipal sector of Bratsk and Ust-Ilimsk, two great Siberian cities.

The team is technically competent, disciplined; the heating season of 1998-1999 passed normally, there were no faults in heat supply of consumers, all sources of heat of NTN worked without failures.

In 1.11.1999 Northern Thermal Network and Thermal Power Station-7 were joined together, thus Bratsk Thermal Network was formed; RTN-3 in Ust-Ilimsk was transferred to Ust-Ilimsk Thermal Power Station.

In July 1 2006, Bratsk Thermal Network branch ceased to be an independent company and formed a part of Thermal Power Station-6 as a segment of thermal sources and thermal network of Thermal Power Station-6.

View printable page

РУССКИЙENGLISH
Филиалы

История

Центральный участок.

ТЭЦ-6 проектировалась и начинала строиться как составная часть Братского лесопромышленного комплекса. В 1965г. после пуска первого котла и первой турбины ТЭЦ была передана в Минэнерго в состав районного энергетического управления «Иркутскэнерго». В силу сложившихся в то время приоритетов и концепции строительства лесопромышленного комплекса ТЭЦ-6 была компактно размещена на очень ограниченной территории — всего 14 Га. Других прецедентов по компоновке ТЭЦ высокого давления соответствующей мощности на сегодня в России нет.

Сегодня ТЭЦ 6 по многим показателям один из лучших филиалов в ОАО «Иркутскэнерго», но так было не всегда. В 70-е годы перед коллективом электростанции была поставлена непростая задача обеспечения развивающегося лесопромышленного комплекса тепловой энергией в объемах, превышающих возможности ТЭЦ. Положение усугублялось тем, что первые три котлоагрегата были головными образцами серии котлов БКЗ 320ПТ с жидким шлакоудалением и имели значительные конструктивные недоработки, не позволявшие нести номинальную нагрузку. К тому же к концу 70-х надежность котлов стала крайне низкой в связи с частыми повреждениями пароперегревателей из-за неудачной их конструкции. В 1983г. директором ТЭЦ-6 был назначен Олег Иванович Будилов, человек неуемной энергии, глубоко преданный своему делу. С его приходом началось формирование и строительство недостающей инфраструктуры электростанции, внедрена новая схема подачи топлива в топки котлоагрегатов (схема ПВК), позволившая существенно снизить затраты на ремонт оборудования, улучшить условия труда и значительно снизить выбросы оксидов азота в атмосферу. Для увеличения запасов топлива на угольном складе ТЭЦ-6 была установлена подпорная стена, позволившая в два раза увеличить объем склада без изменения площади. Пароперегреватели первых котлов были заменены на более совершенную конструкцию. Этой работой руководил начальник котлотурбинного цеха Грайвер Михаил Александрович, ставший впоследствии главным инженером энергосистемы. Для покрытия дефицита тепловой энергии на ТЭЦ смонтировали еще два котлоагрегата: в 1983г. был пущен 9-й, а в 1987г. 10-й котел.

Несмотря на то, что ТЭЦ проектировалась исключительно как промышленная, с начала своей эксплуатации электростанция несет и отопительную нагрузку, снабжая теплом центральный район г. Братска. В 1991г. директором ТЭЦ был назначен Кувшинов Геннадий Петрович. В истории электростанции наступил период качественных преобразований. Были завершены работы по формированию инфраструктуры: построено маслохозяйство, создан участок по ремонту бульдозерной техники. Значительные усилия были направлены на улучшение условий труда персонала.

Большое внимание на ТЭЦ-6 уделяется энергосберегающим технологиям. В течение 90-х годов претерпели реконструкцию большинство тепловых схем электростанции: они стали менее затратны в ремонте и более надежны в эксплуатации, котлы и турбины переведены на однониточную схему главных паропроводов. Изменение сортамента труб главного парового коллектора с 219*29 и 273*32 на 377*50 позволило увеличить их парковый ресурс до 200 тыс. час

В 2000г. на ТЭЦ была установлена принципиально новая автоматизированная система коммерческого учета тепловой энергии в паре. В последующие два года такой же учет был установлен на источниках тепловой энергии в горячей воде, а также потребляемых ТЭЦ технологических ресурсах. Такая система учета тепловой энергии была выполнена в России впервые.

С 1 июля 2006 года в соответствии с решением Совета директоров ОАО «Иркутскэнерго» и на основании приказа Генерального директора ОАО «Иркутскэнерго» изменена структура ТЭЦ-6 путём укрупнения её за счёт объединения с филиалом Братские тепловые сети.

Участок ТИиТС

ТЭЦ-7 строилась в период 1960-1961 года силами «Братскгэсстроя» с целью дать достаточное количество тепловой энергии предприятиям строительной индустрии «Братскгэсстроя» и жилому сектору пос. Падун и Энергетик, т. к. функционирующая в то время котельная «Пурсей», расположенная в пос. Падун и оснащенная десятью паровыми котлами с паропроизводительностью 10 т\час каждый, не могла удовлетворить растущие потребности этих объектов.

ТЭЦ была, безусловно, необходимым объектом, пуска первого котлоагрегата с нетерпением ожидали, а была не самым главным строительным объектом на фоне гигантской Братской ГЭС, линий электропере6дач, БЛПК и БРАЗа, поэтому ее строительство было обойдено вниманием средств массовой информации, почти никаких публикаций о строительстве и пуске котлоагрегатов и турбин на страницах местной печати, а тем более центральной печати не появилось.

Отдельные моменты строительства и ввода в эксплуатацию ТЭЦ воспроизводятся по воспоминаниям ветеранов ТЭЦ.

Строительство здания ТЭЦ, топливоподачи и прокладка необходимых трубопроводов осуществлялось в 1960 г., монтаж оборудования и дымовой трубы – в 1961 г. Временный торец электростанции все первые 4 года, пока шел монтаж оборудования, не имел капитальной стены и закрывался огромным брезентовым полотнищем, что, естественно, создавало экстремальные условия эксплуатации и соответствующую обстановку для персонала.

Пробная растопка котла N 1 была произведена 2 октября 1961 г., и после соответствующей обкатки котел был запущен в эксплуатацию. Эта дата и считается днем рождения ТЭЦ. Паровую турбину N 1 включили в работу в канун Нового, 1962 года.

ТЭЦ находилась в составе Управления Главного Энергетика Братскгэсстроя и называлась «Братская ТЭЦ», имела свой расчетный счет и минимальный штат административного аппарата (за исключением отдела кадров), в области оплаты труда на ТЭЦ действовали тарифные ставки, принятые во вспомогательных подразделениях Братскгэсстроя.

Основной рабочий костяк ТЭЦ составляли демобилизованные мотористы военно-морского флота, работники котельных Братскгэсстроя, молодые парни и девушки из строительных подразделений, прошедшие профессиональную подготовку в учебном комбинате Братскгэсстроя.

Огромную роль в становлении и сплочении коллектива сыграл его первый директор – Станислав Степанович Мазанов, который приехла в Братск со студенческой скамьи и имел небольшой опыт эксплуатации энергоустановок, приобретенный в энергопоезде, базировавшемся в старом Братске.

В 1964 году строительство первой очереди ТЭЦ было закончено, смонтированы и пущены в эксплуатацию. 4 паровых котлов БКЗ, паропроизводительностью по 75 тонн пара в час и две паровых турбины по 6 МВт каждая, передана в состав ТЭЦ котельная «Пурсей», впоследствии демонтированная из-за большого износа котлов. ТЭЦ в тот период вполне удовлетворяли потребности в тепловой энергии всех подразделениях Братск-гэсстроя и жилого сектора поселков Падун и Энергетик.

С 1 июля 1966 года было принято решение о передаче ТЭЦ в состав «Иркутскэнерго». Одновременно были переданы электрокотельная «Гидростроитель», паровые и тепловые сети, все это вошло в состав ТЭЦ.

В 1973 году было принято решение о строительстве новой электрокотельной «Энергетик» мощностью 100 Гкал\час. Были установлены 3 электрокотла в помещении бывшей котельной «Пурсей». Ввод электрокотельной не решил проблемы дефицита тепла в полной мере, поэтому прорабатывались варианты расширения ТЭЦ, был принят вариант монтажа еще 5 котлов того же типа, что и уже действующие.

В 1978 году этот вопрос решился, и ТЭЦ на целое десятиление превратилась в строительную площадку. Было продолжено здание главного корпуса, система гидрозолоудаления, реконструирована топливоподача, построен вагоноопрокидыватель, новая дымовая труба, помещения мастерских и складов, новое здание управления, береговая насосная, баки-аккумуляторы горячей воды и другие объекты, необходимые для нормальной работы предприятия. ТЭЦ приобрела современны вид. Свой вклад в расширение ТЭЦ внесли Генпроектировщик (ВНИПИЭнергопром) – ГИП Гавриленков А.Т., генподрядчик УСПСС (Дупин Я.А.), УСЭТР (Холоднов И.П.), монтажники ВЭМ (Макаров А.И.). Благодаря им и работе их коллективов ТЭЦ превратилась в современное предприятие с надежной системой водоснабжения, золошлакоудаления, газоочистки. Ее производительность увеличилась на 225%.

Все годы своей деятельности в ХХ веке предприятие работало стабильно, не допуская сколько-нибудь ощутимых ограничений своих потребителей. Это обеспечивалось компетентностью руководства ТЭЦ, строгим соблюдением технологической дисциплины, умелой эксплуатацией оборудования, соблюдением технологической дисциплины, умелой эксплуатацией оборудования, соблюдением графиков профилактических ремонтов, высоким профессионализмом персонала, его постоянной учебой, как на предприятии, так и в учебном комбинате «Иркутскэнерго», филиал которого действовал в Братске в течение 20 лет. В Братском филиале повысило свою квалификацию не менее 15 тысяч рабочих и мастеров с самых разных предприятий Сибири и Дальнего Востока, в том числе, конечно, и с ТЭЦ. Активное участие в работе филиала принимали участие специалисты с ТЭЦ в качестве внештатных преподавателей: Беляев В.П., Молева А.А., Мукосей С.П., Галкина М.Д., Моисеев А.Б., Меньков Ю.Б., Минченко А.Е.

Филиал «Северные тепловые сети» создан приказом И.О. главного инженера РЭУ «Иркутскэнерго» Варнавского Б.П., N 83 от 15.05.1980 г. на базе районов тепловых сетей ТЭЦ-6, ТЭЦ-7 и Галачинской котельной.

В 1980 году на балансе СТС было 235 км тепловых сетей, численность работаюших составляла 180 чел., в т.ч. ИТР – 32 чел. продолжалось строительство Галачинской котельной. Первый пусковой комплекс котельной включал в себя ввод одного парового котла БКЗ-75-39ФБ и всех зданий, сооружений и вспомогательного оборудования для воз-можности выдачи тепловой энергии потребителям города.

Первый котлоагрегат был введен в ноябре 1982 г. отпуск тепла составил 56 тыс.Гкал, второй котел БКЗ-75-39ФБ был введен в июне 1983 г., третий колет типа КВТК-100-150 в декабре 1985 г. Согласно приказа главного инженера РЭУ «Иркутскэнерго» N 191 от 24.08.84 г. создана комиссия о приемке в состав СТС электрокотельных и тепловых сетей левого берега г.Усть-Илимска.

В декабре 1985 г., введен четвертый котел на Галачинской котельной, принята в эксплуатацию теплотрасса «УИТЭЦ-левый берег» протяженностью 12,6 км, диаметром 820х8 мм, 01.01.86 г. принят на баланс от «Братскгэсстроя» электрокотельные при п\ст N 3, при школе N 4, Центральная электрокотельная, на-сосные станции и тепловые сети 39,9 км. в декабре 1987 г. введен пятый котел на РГК в сентябре 1990 г. и полностью закончено строительство РГК, которая по установленному оборудованию соответствует ТЭЦ среднего давления, но из-за отсутствия турбинного оборудования относится к категории котельных.

В 1990 г. отпуск тепла от теплоисточников СТС составил 1115 тыс. Гкал, протяженность тепловых сетей-301 км, численность работающих – 558 чел., в т.ч. ИТР – 95 чел.

В 1988 г. филиал «Северные тепловые сети» эксплуатировал 324,7 км тепловых сетей, отпускает 1500 тыс.Гкал тепла в год, установленная мощность теплоисточников составляла 644,5 Гкал\час, основной производственной задачей персонала СТС являлось надежное теплоснабжение жилищно-коммунального сектора двух больших городов Братска и Усть-Илимска.

Коллектив технически грамотный, дисциплинированный, отопительный сезон 1998-1999 г.г. прошел нормально, перебоев в теплоснабжении потребителей не было, все источники тепла СТС работали стабильно.

С 1.11.1999 г. произошло объединение «Северных тепловых сетей» и ТЭЦ-7, образовался филиал «Братские тепловые сети», РТС-3 в г. Усть-Илимске передан Усть-Илимской ТЭЦ.

С 1 июля 2006 года филиал Братские тепловые сети прекратил свое самостоятельное существование и вошел в состав ТЭЦ-6 как участок теплоисточников и тепловых сетей ТЭЦ-6.

Показать в формате для печати