РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Управлять и преуспевать

Автор: С. Чайко
 Учебный центр ОАО «Иркутскэнерго» проводит эксперимент по внедрению «Целевого управления» на собственной производственной площадке. Целевое управление является инструментом эффективного менеджмента и развития компании, что способствует переходу всей организации на качественно новый уровень управления. Каким образом это осуществляется, рассказывает директор Учебного центра «Иркутскэнерго» Чердаков Павел Александрович.

Идея целевого управления персоналом и компанией, - начинает разговор Павел Александрович, - возникла полвека назад, но наибольшую актуальность приобретает в наше время. На Западе метод начал широко применяться с 90гг, а в России апробируется около 5 лет. Я и еще несколько представителей «Иркутскэнерго» познакомились с ним в феврале на семинаре, который провел президент «Компании человеческих ресурсов» (примерно так расшифровывается английская аббревиатура) Александр Летягин. После возвращения, на совещании у начальника по работе с персоналом Владимира Николаевича Корнева, решили попробовать внедрить этот метод сначала у нас в учебном центре, а затем в других подразделениях.

Целевое управление может быть использовано как для тактического, стратегического так и оперативного управления - продолжает директор учебного центра. В основе метода лежит принцип: чем яснее цель, тем больше вероятность ее достижения, а успех можно измерить только в соответствии с поставленной целью. Успех бизнеса строится на том, что достигаются поставленные цели, а не на том, что он пассивно «дрейфует» в океане рыка. Метод целевого управления (сокращенно с английского - МВО) позволяет ставить цели для всей компании и ее подразделений, а так же доводить до каждого сотрудника. Метод так же можно использовать как подход к оценке эффективности деятельности работников всех уровней и, следовательно, как основу для определения размера премий. Повышается эффективность управления и контроля, совершенствуется планирование, устанавливаются стандарты и критерии для оценки выполнения задач, расширяются возможности подготовки руководителей и облегчается передача полномочий.
В широком понимании, метод целевого управления – это планомерное изучение и определение ключевых задач и целей организации, а так же их распространение между ее сотрудниками. Предпочтение отдается планированию «сверху вниз», от начальника к подчиненному. При этом уточнение, корректировка и согласование задач осуществляется «снизу вверх». «Обратная связь» позволяет добиться высокой эффективности управления и высоких темпов развития компании. При его внедрении роль менеджера меняется: из непосредственного руководителя надсмотрщика он превращается в консультанта, который не только ставит подчиненному определенные задачи, но при необходимости помогает в их выполнении.

Все цели и задачи на определенный срок, - уточняет Павел Александрович, - расписываются в едином стандарте, (или как его называют, матрице МВО) по трем уровням. В нее записываются ключевые показатели, конкретные цели и задачи и инструкции - что должен делать работник, в соответствии с правилами внутреннего распорядка. Главное, что в этой системе объектом управления является не конкретный работник, а та должность, которую он занимает. Матрица составляется для всех должностей. После внедрения МВО, некоторым руководителям придется отказаться от практики совать нос в дела подчиненных, выискивая недостатки, потому что отчеты по этой матрице отражают реальное положение дел.

Авторы метода описывают ситуацию, которая у нас в центре проявилась очень четко, - приводит пример Павел Александрович. - Выяснили, что многие руководители не представляли в полной мере, чем занимаются их подчиненные: начальник думает, что они должны выполнять одни функции, а те считают – другие. Поэтому после полного внедрения целевого управления рекомендуется должностные инструкции переписать. Я с этим абсолютно согласен. К августу мы полностью перепишем свои инструкции. Планы меняется из месяца в месяц, какие-то дополнительные задачи вводим, т.е. матрица постоянно меняется.

После написания новых должностных инструкций, - поделился планами директор Центра обучения, - мы перейдем к следующему этапу - пересмотру системы премирования. На западе, например, ее ведут иначе, чем у нас. Затем, на основе того опыта, который приобретается сейчас, будет разработан укороченный шестидневный курс обучения целевому управлению. Пока на курсах мы проводили только трехчасовые лекции на эту тему, отзывы были положительные. Подготовим тренинги, ролевые игры, печатный материал. Если обучать практическому составлению матрицы, то и недели, наверное, будет мало. Позже целевое управление планируется ввести во всех подразделениях компании. Преимущество метода целевого управления в том, что его может использовать, в принципе, любая организация: промышленная, коммерческая, общественная и др. Отличие пойдет только в целях и задачах при заполнении матрицы, - закончил пояснения Павел Александрович, - поэтому адаптации программы, как таковой, не потребуется.

Показать в формате для печати