РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

В. Николаев: "Лето для нас - самое ответственное время года"

Автор: В. Спивак.
 Отопительный сезон - всегда тяжелый период для фирмы "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго". Обеспечить нормальный уровень сбора средств за потребленные тепловую и электрическую энергии - задача сложная, учитывая, что в Иркутской области существует немало проблемных категорий потребителей. О том, как работала фирма "Энергосбыт" в этот период, о дальнейших планах рассказывает ее директор Виктор НИКОЛАЕВ.

- Как в целом прошел отопительный сезон 2003-2004 гг. по сравнению с прошлым?

- С точки зрения технических параметров и показателей надежности - он прошел лучше, чем 2002-2003 гг. В течение всего отопительного сезона не было ни одного аварийного случая, утечек энергоресурсов. Все ограничения энергоресурсов потребителям производились в соответствии с существующей нормативной базой. Во время подготовки к отопительному сезону ремонтная кампания проходила без срывов, также не возникло проблем с закупкой угля. Что касается платежей, то с 1 октября 2003 г. по 1 мая 2004 г. рост дебиторской задолженности по таким потребителям, как перепродавцы тепловой и электрической энергии, объекты ЖКХ, бюджеты всех уровней, составил 939 млн. рублей - больше в 1,8 раза, чем в предыдущий отопительный сезон (тогда рост составил 519 млн. рублей.) При этом перечисленные категории потребителей в 2002-2003 гг. оплачивали потребленные энергоресурсы на уровне 79,7%, в 2003-2004 гг. объем платежей снизился более чем на 5%, и составил 72%. Прежде всего, причины этому - рост тарифов на тепловую энергию. Кроме того, нынче мы пошли навстречу некоторым муниципальным образованиям (Иркутск, Шелехов, Братск), позволив им платить за тепловую энергию равномерными долями в течение всего года, в том числе и летом. Сказывается еще и неисполнение законов по субсидиям и льготам.

- Как вы считаете, в чем заключаются основные причины снижения платежеспособности потребителей?

- В Иркутской области в каждом городе ситуация с платежами абсолютно разная. Если хозяин города - мэр - полностью понимает принцип работы энергетики, серьезно занимается вопросами энергосбережения, выявлением причин неплатежеспособности зависимых от него потребителей , то проблем с энергоснабжающей организацией не возникает. Начиная с 2002 года, мы начали проводить в городах Иркутской области серьезную экспертную работу, чтобы выяснить, насколько те тарифы, которые утверждает в своем городе мэр для населения, соответствуют объему потребляемой городом товарной продукции. В результате мы выяснили, что в Черемхово, Усолье-Сибирском, Нижнеилимске, Ангарске внутренние тарифы таковы, что даже при стопроцентной оплате населением коммунальных услуг, городу все равно не удастся полностью покрыть весь объем отпущенной тепловой энергии ОАО "Иркутскэнерго". Отсюда и начинает появляться дебиторская задолженность, которую можно изначально оценивать как "мертвую" - она никем и никогда не будет оплачена, так как ни за кем не закреплена. Уметь экономить тепловую энергию должен каждый наш потребитель. Есть яркий тому пример - перепродавец тепловой энергии МУП "Шелеховские тепловые сети", руководство которого очень четко управляет процессом эксплуатации тепловых сетей и процессом энергосбережения. У данного предприятия эффективно выстроены взаимоотношения с ТЭЦ-5, поэтому у его потребителей не возникает претензий по качеству получаемых от МУП "Шелеховские тепловые сети" услуг.. Примерно такая же ситуация и в Саянске, Братске. К сожалению, практически не решаются проблемы энергосбережения в Ангарске и Усолье-Сибирском. В последнем и вовсе отсутствует анализ состояния тепловых сетей, не выявляются причины потерь тепловой энергии, отсутствует регулировка тепловых сетей. Складывается впечатление, что администрация города абсолютно не заинтересована в экономии энергоресурсов. В то же время мы движемся к улучшению взаимоотношений с администрацией АМО - ведем конструктивные переговоры на уровне Комитета по жилищной политике Иркутской области. В случае возможных неплатежей ответственным гарантом, прежде всего, должны выступать муниципалитеты, либо администрация Иркутской области. ОАО "Иркутскэнерго" обеспечивает всех своих потребителей качественным и стабильным энергоснабжением, поэтому если в течение 2 расчетных периодов не поступают средства от потребителей, то мы имеем полное право обращаться в суд. В наших взаимоотношениях с любым потребителем ответственность за свои действия должны нести обе стороны.

Еще одна из причин снижения платежеспособности бюджетозависимых потребителей (ОПП, предприятия ЖКХ) - вступление в силу областного закона N23-ОЗ "О мерах социальной защиты населения в период реформирования ЖКХ", снижение бюджетного финансирования по возмещению выпадающих доходов энергоснабжающих организаций по предоставлению льгот и субсидий. Объем невозмещаемых бюджетом льгот в 2003 году по сравнению с 2002 г. увеличился на 165 млн. рублей-- с 243 до 409 млн. рублей. Объем невозмещаемых бюджетом субсидий в 2003 г. увеличился на 223 млн. рублей по сравнению с 2002 г. По данным Иркутского областного Комитета государственной статистики, в 2003 г. поток потребителей, обратившихся в органы социальной защиты за субсидиями, увеличился в 3,71 раза. Эти показатели значительно сказываются на расчетах населения и бюджетов с энергоснабжающими организациями Иркутской области, которые являются посредниками между потребителями и ОАО "Иркутскэнерго".

- По итогам прошедшего отопительного сезона, какие потребители повысили уровень оплаты за энергоресурсы, а какие снизили?

- Среди перепродавцов тепловой и электрической энергии, предприятий ЖКХ, бюджетных организаций есть потребители, которые производят плату за энергоресурсы на приемлемом уровне. В целом, хотелось бы выделить "Облкоммунэнерго", которое снизило задолженность перед ОАО "Иркутскэнерго" на 23 млн. рублей, практически нет проблем с расчетами у "Братских электрических сетей". "Шелеховские электрические сети" хоть и имеют сейчас небольшой долг перед энергокомпанией, но это носит сезонный характер. Уверен, что к началу отопительного сезона в целом у категории оптовых потребителей-перепродавцов долгов не будет. Плохо расплачиваются за потребленное тепло перепродавцы тепловой энергии в Черемхово, Железногорске, а также объекты ЖКХ Усольского района, в Усолье-Сибирском, Иркутском районе, Ангарске. Напротив, в Шелехово, Саянске, Братске, Иркутске, если и существуют долги перед ОАО "Иркутскэнерго", то все они погашаются в соответствии с графиками. Вызывают опасение г. Зима, хотя мэр города принимает все возможные меры по уменьшению задолженности перед энергокомпанией. Что касается крупных промышленных потребителей, то здесь проблем с платежами практически не существует. Единственное предприятие - "ХимпромУсолье", осуществляет плату за потребленные энергоресурсы не в полном объеме. Тем не менее, ситуация находится под контролем, и, думаю, особых проблем с данным потребителем не будет.

- Отопительный сезон подошел к концу, началось лето... Значит ли это, что у всех сотрудников фирмы "Энергосбыт" теперь будет меньше работы?

- Наоборот, лето - время очень ответственное для фирмы "Энергосбыт". Наша главная задача - собрать с потребителей те самые 939 млн. рублей до начала следующего отопительного сезона. Сейчас начинается самая активная пора - встречи с мэрами, руководителями предприятий, возобновляется работа комиссии при областной администрации по проблемным категориям. Если обычно выполнение бизнес-плана работы фирмы составляет 100%, то летом нам придется работать на 120-130%.

Показать в формате для печати