РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Евгений Фильш: "Узловые тарифы на тепловую энергию - путь к поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования"

Автор: Иркутские промышленные Известия
 

В конце октября Региональная энергетическая комиссия (РЭК) установит тарифы на электрическую и тепловую энергию для потребителей Иркутской области на 2004 год. ОАО "Иркутскэнерго" представило в РЭК расчетные материалы с предложением установить узловые тарифы на тепловую энергию. Для энергетиков проблема узловых тарифов актуальна, прежде всего, тем, что существует угроза потери крупных промышленных потребителей.
Как рассказал директор по экономике ОАО "Иркутскэнерго" Евгений Фильш, принципы формирования государственной тарифной политики определены в постановлении правительства РФ N 226 от 2 февраля 2002 года и в методике, утвержденной Федеральной энергетической комиссией РФ 31 июля 2002 года. И эти документы не предусматривают наличие перекрестного субсидирования между различными группами потребителей.

- Если устанавливать тарифы согласно этим документам, для некоторых групп потребителей произойдет существенное повышение тарифов уже сейчас. Мы понимаем, что одномоментно, за один период регулирования ликвидировать перекрестное субсидирование между промышленностью, бюджетными потребителями и населением нельзя. Необходима поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования. И, кстати, в прошлом году мы начали двигаться в этом направлении - решением РЭКа Иркутской области перекрестное субсидирование частично было ликвидировано. Но пока не полностью.

Корр.: - Чем же так плохо перекрестное субсидирование?

Е.Ф.: - Перекрестное субсидирование плохо, прежде всего, тем, что промышленные потребители начинают создавать собственные теплоисточники, оставляя содержание теплоэлектроцентралей в полном объеме бюджетным потребителям и населению. Это может привести к росту тарифов на тепловую энергию для этих групп потребителей более существенному, чем в случае ликвидации перекрестного субсидирования. До введения в действие в полном объеме Закона "Об электроэнергетике" у нас есть промежуток времени, в течение которого мы должны изменить тарифную политику по отношению к промышленным предприятиям и поэтапно уйти от перекрестного субсидирования.

Корр.: - А что из себя представляют узловые тарифы на тепловую энергию?

Е.Ф.: - Тепловой узел представляет из себя единую (неразрывную) систему тепловых сетей, питаемую от одного или нескольких тепловых источников (ТЭЦ, котельных) с единым тепловым и водным балансами. Дифференциация тарифов по узлам теплоснабжения осуществляется на основе принципа привязки потребителя, в силу определенных технологических ограничений по передаче тепловой энергии, к определенному теплоисточнику, или теплоисточникам и тепловым сетям их соединяющим. Таким образом, узловой тариф включает в себя необходимые затраты на производство и передачу тепла именно в этом узле (городе) и для пользователей этого узла (города).

Корр.: - Вы считаете, что выход в установлении узловых тарифов?

Е.Ф.: - С введением узловых тарифов стоимость тепла для бюджетников и населения увеличится, но не настолько, как это может произойти, если промышленность за этот период создаст свои мощности и откажется полностью от наших. Известно, например, что Усть-Илимский ЛПК сократил объемы потребления пара от Усть-Илимской ТЭЦ ОАО "Иркутскэнерго" до минимальных. Ряд других крупных предприятий региона тоже не раз заявляли, что имеют возможности создать альтернативные источники тепла. Однако потеря ОАО "Иркутскэнерго" крупных потребителей в случае сохранения прежних принципов формирования тарифов может обернуться проблемой и для населения. На плечи оставшихся потребителей могут лечь расходы по содержанию теплоэлектроцентралей, которые до сих пор тянули сообща. Обеспечить население и бюджетных потребителей малыми котельными сегодня затруднительно - нужны серьезные инвестиции и время. И придется нести бремя содержания крупных теплоэлектроцентралей этим группам потребителей. Иначе говоря, если мы уйдем от перекрестного субсидирования, то промышленные предприятия сохраним как потребителей и удержим тарифы для других групп потребителей.

Корр.: - У Вас есть уверенность, что промышленность останется с ОАО "Иркутскэнерго"?

Е.Ф.: - Мы проводили предварительные переговоры с крупными предприятиями - Ангарской нефтехимической компанией, ОАО "Саянскхимпласт", ОАО "Усольехимпром". Они говорят, что если мы начнем уходить от перекрестного субсидирования и перейдем к методике формирования узловых тарифов, они готовы продолжать с нами сотрудничать.

Корр.: - Не грозит ли Компании - когда перекрестное субсидирование будет полностью ликвидировано, и все начнут заниматься энергосбережением, - существенное снижение объемов потребляемого тепла?

Е.Ф.: - Такие опасения озвучивались. Но если снизится потребление тепла одними потребителями, появится возможность увеличить поставки тепла другим. Эта проблема обсуждалась с крупными промышленными предприятиями - нашими потребителями. Если в тарифах на тепловую энергию для промышленных потребителей доля перекрестного субсидирования будет уменьшаться, то они готовы увеличивать объемы потребления тепла. Соответственно увеличат и объемы своего производства. Для нашего региона это тоже немаловажно - дополнительная продукция, рабочие места, налоги. Переговоры, в частности, с Ангарской нефтехимической компанией и ОАО "Усольехимпром" показали, что эти предприятия готовы увеличивать объемы своего производства до 10%.

Корр.: - В условиях применения единых тарифов на тепловую энергию существует перекрестное субсидирование и между различными территориями области. Такие города, как Братск, Ангарск и Саянск дотируют остальные территории. Если установить узловые тарифы, они будут отличаться и между городами?

Е.Ф.: - Действительно узловые тарифы различны для каждого узла (города). Эта проблема обсуждалась в июне этого года на депутатских слушаниях областного Законодательного собрания. Было принято решение подготовить программу поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования и введения узловых тарифов. Теплоисточник одного узла может быть более эффективным, чем теплоисточник другого узла, соответственно и тарифы в узлах могут быть разными.

Когда будет устанавливаться узловой тариф непосредственно в каком-то узле (городе), потребители в этом узле будут оплачивать стоимость тепловой энергии, произведенной на их теплоисточнике, для них, и они смогут реально видеть, куда направляются их деньги. На приобретение топлива для их теплоисточника, на инвестиции, связанные с их теплоисточником, с реконструкцией и ремонтом их сетей и теплоисточников. Когда реально будет видно в каждом узле, во что обходится производство тепла и его передача, появится большая заинтересованность в сокращении затрат.

Корр.: - Ваши оппоненты говорят, что для введения узловых тарифов нет нормативной базы...

Е.Ф.: - Нормативная база есть - узловой метод формирования тарифов нашел отражение в методике, утвержденной Федеральной энергетической комиссией России 31 июля 2002 года и постановлении правительства N 226 от 2 февраля 2002 года. Более того, в России есть практика применения узловых тарифов. В качестве эксперимента узловые тарифы стали применяться в ОАО "Свердловскэнерго". В Екатеринбурге и других городах Свердловской области они были установлены несколько лет назад. Для проведения эксперимента было принято специальное решение ФЭК, сегодня узловые тарифы позволяют установить упомянутые выше документы.

Мы сформировали свои предложения в РЭК, подготовленные в соответствии с методикой. ОАО "Иркутскэнерго" ведет с РЭК обсуждение поэтапного перехода на узловые тарифы. Мы будем двигаться к реальной стоимости в каждом узле, но сделаем это постепенно. В компетенции РЭК определить, какая доля перекрестного субсидирования будет ликвидирована в следующем году. Думаю, что к моменту, когда реформа энергетики России начнется в полном объеме, перекрестное субсидирование будет полностью ликвидировано.

Корр.: - Нужны ли для установления узловых тарифов какие-то нормативные акты на региональном уровне?

Е.Ф.: - Для того чтобы РЭК приняла решение по новым тарифам, достаточно тех документов, о которых я уже говорил.

Корр.: - С точки зрения большой энергетики, когда предприятия создают собственные мощности, насколько это надежно? Ведь большая энергетика - отлаженная система, которая может гарантировать надежность и бесперебойность энергоснабжения.

Е.Ф.: - При социализме тепловые станции строились в составе промышленных комплексов - БЛПК, Саянскхимпром. После нескольких лет эксплуатации станций, когда они оказались в критическом состоянии, было принято решение о передаче их большой энергетике. Станции были доведены до отраслевого уровня: решены кадровые и технологические проблемы, разработаны инвестиционные программы, обеспечено качественное ремонтное обслуживание. Выделение объектов энергетики в цех какого-нибудь промышленного предприятия - достаточно рискованное, на наш взгляд, действие, которое может привести к проблемам в обеспечении энергоресурсами. В этом плане гораздо безопасней и надежней работать с ОАО "Иркутскэнерго".

Показать в формате для печати