РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Грабеж теплотрасс - угроза городу

Автор: В.Нестеров

Когда исходят из выгоды, то множат злобу.
Конфуций, китайский философ

Вор в первую очередь обирает себя.
Яромир Судак, чешский писатель

Когда в 30-е годы прошлого века итальянские школьники свинчивали бронзовые дверные ручки и водопроводные краны на отлитие памятника Муссолини, весь мир умирал со смеху. Фашизм развязал Вторую мировую, и смех обернулся смертью для 60 миллионов человек. Россия продекларировала рыночную экономику и вольный прием металлолома от населения. Следом газеты обрушили град проклятий на вандалов, спиливавших медных ангелов с надгробных памятников старых кладбищ и сдававших в пункты приема гладкоствольные орудия времен Отечественной войны 1812 года. Они стояли вдоль ограды "Литераторских мостков" в Ленинграде. Следом пришли известия о замерзающих в Архангельске, Ульяновске, Дальнереченске, где местные металлопираты вырезали куски из бесхозных теплосетей.

Наш Ангарск бил тревогу по поводу алюминиевых листов, обдираемых с надземных теплопроводов. Кража цветных и черных металлов приобрела характер национального бедствия. Бедствия для широких масс населения, порою замерзающих в собственных квартирах. Ангарские Теплосети реагировали оперативно: содранный металл заменяли "скорлупой". Теперь же городу угрожает другая напасть, уже снизу, из подземных коммуникаций. Организованное ворье срывает люки с городских теплокамер.

- Чем это грозит городу? - напрямую спросили мы главного инженера Ангарских Теплосетей Павла Владимировича Боровикова.

И он не стал скрывать серьезной тревоги по поводу этих краж.

- Это прямая угроза всему теплоснабжению в зимнее время. Во-первых, становится открытым доступ к теплоарматуре: вентилям, задвижкам, штурвалам. Целые районы, поселки города могут остаться без тепла из-за тяги отдельных граждан к кускам железа. Во-вторых, открытый люк - это угроза для человека. Возможны травмы вплоть до летального исхода. В теплокамере - штыри и прочее. Упал, ударился - последствия непредсказуемы. В-третьих, снятые люки на проезжей части - это угроза автотранспортной аварии, человеческие жертвы, материальные потери, обращения в суд, претензии к тепловикам... А здесь не наша вина, здесь работа человеческой алчности...

Хроника хищений люков с теплотрасс настораживает даже неискушенного в теме горожанина:

28 августа 2003 года выявлено 26 пропавших металлических люков и 4 крышки к ним. Ущерб составил 39 тысяч рублей. Место хищения - улица Алешина.

20 октября 2003 года с теплотрассы N2, поселок Майск, исчезло 16 крышек с люков на сумму 27280 рублей. Пострадали улицы Тельмана, Связи, Димитрова, Железнодорожная.

21 октября - взрыв краж. На теплотрассе N2 в том же Майске, по улицам Цемзаводской, Тельмана и Гастелло, украдена 41 крышка. Ущерб - около 70 тысяч рублей.

В тот же день в Цемпоселке зафиксирована пропажа 33-х крышек на сумму до 56 тысяч рублей.

Итак: уже похищено 120 люков и крышек на общую сумму 192 000 рублей.

Впечатляет?

А что творится на теплотрассах, принадлежащих другим организациям? Тому же АЭХК?

Восстанавливать разграбленное и в городе, и в пригородах придется "Иркутскэнерго". Причем восстановление потребует вложения абсолютно незапланированных денег.

А общая ситуация такова, что сегодня городу, если он хочет пережить зиму в тепле и без вспышки дорожного травматизма, просто необходима помощь своих граждан. Своих жителей. Ведь кражи происходят не на обезлюдевших улицах.

- Пусть люди, заметив возню возле люков, тут же ставят в известность милицию или нашу службу безопасности, номер телефона которой - 503-147, или диспетчеров АТС по телефонам 502-652, 502-653. Наши диспетчеры примут меры, - обращается к жителям города Павел Владимирович. - И пусть люди не беспокоятся по поводу теплотарифов. Кое-кто может сыграть на нашей беде в политических целях. Их устанавливает РЭК, и только он дирижирует ценами. У нас же от последних краж - только новые заботы и расходы.

Отметим, такой массовой эпидемии краж Ангарск еще не знал. Курочили светофоры в поисках цветного металла, обрезали кабели из меди и алюминия, вырубали телефонный кабель... Но крышки теплотрасс?

Впрочем, в свое время мы обращали внимание городских властей на действия ночных похитителей чугунных оград с территории "старых" кварталов. Реакция - ноль. Никто не задержан, никто не наказан. А цены на лом черного металла растут. Безнаказанность только провоцирует на новые криминальные действия.

- Смотрите, резко поднялись цены на металлолом в пунктах приема. Это-то, по моему мнению, и вызвало такую активность со стороны беспринципных вандалов. Всем ясно, что здесь "работали" не бомжи. Явно спланированная акция с привлечением техники, - делится мнением Андрей Шипунов, мастер 2-го участка. - Вынуть крышку и загрузить ее в автомобиль могут и два крепких мужика. А вот выдернуть горловину - уже сложнее. И все же... Как оказалось, легко воровать то, что лежит под ногами.

Беседуя на эту тему со специалистами, мы столкнулись с мнением старого автодорожника Владимира Зорина:

- Просто где-то рядом какой-то подрядной организацией строится какая-то труботрасса. Покупать самой "железо" - невыгодно. А разовая акция по краже люков и крышек с солидным вознаграждением шоферу-крановщику-грузчикам себя финансово оправдает... Так что искать ворье нужно от Шелехова до Черемхово. Не дальше.

Интересная версия. Но интересно и другое. Что по поводу этих краж думают компетентные органы, к которым уже обращались, и не раз, теплоэнергетики? Телефонный ответ прозвучал весьма прогнозированно: идет следствие, и не дело газетчиков болтаться под ногами. Может, милиция и права. Но пока что рабочим бригадам приходится искать пути выхода из предаварийных ситуаций.

По словам мастера Андрея Шипунова, разверстые пасти люков сначала закрывали хоть какими-то резервными запасами. Потом стали снимать крышки с люков газонов и закрывать ими "дыры" на проезжей части. Газонные теплолюки накрываются толстым железом, листами или деревянными щитами. Но можно ли выявить и вовремя закрыть десятки открытых теплокамер? 74 за два дня?

И что еще странно. У того же Цемпоселка стоят 2 шлагбаума с охранниками. Им же в обязанность вменено проверять грузы! И что? "Проверками ничего криминального в этом смысле не обнаружено"? Помилуйте! Ну, не швейные же иголки вывозятся за пределы города - тонны металла!

Открытые теплокамеры - это открытый доступ к тепловой арматуре, к трубопроводам и вентилям. Вывести из строя их несложно. Но в целых районах и кварталах полопаются батареи. Лед в подземных коммуникациях разорвет трубы. Трасса встанет. Это на Дальнем Востоке - наружные теплотрассы. У нас - подземка. Как, в каких условиях, и какими силами тогда их менять? Думали ли над этим "лихие парни", выдирающие люки в поисках собственной "золотой жилы"?

- Подобные действия со стороны людей мне вообще кажутся кощунством, - делится мнением инженер по безопасности и режиму Татьяна Валентиновна Киричек. - У них что, нет детей и престарелых родителей, которым нужно тепло? У них нет личных автомобилей, которые будут калечиться на автотрассах с дырами вместо крышек люков? Или они - изгои, ненавидящие всех вокруг?

Возмущение Татьяны Валентиновны легко понять.

Но трудно представить себе картины замороженного Ангарска, хотя такие прецеденты в России уже были. Мы видели (и видим!) документальные кадры из жизни поселков Мурманской и Архангельской областей. Помним ледяные "бороды" на теплосетях Артема, Дальнереченска, Спасска-Дальнего, "Второй речки" во Владивостоке...

Неужели допустим повторение подобного наяву и в собственном городе? Понимаю, вопрос риторический, но сегодня - крайне актуальный.

Показать в формате для печати