РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Энергетики экономят средства потребителей

Автор: Т. Храмцова

2004 год работники усольской ТЭЦ-11 начали с введения программы сокращения издержек. Результатом напряженной работы стала экономия 10,5 тысяч тонн условного топлива, или 6,7 миллионов рублей в январе. Соответственно, эти сэкономленные средства уже не будут включены в необходимые затраты при расчете тарифов на будущий год, население и промышленность не понесут дополнительных расходов. Программа сокращения издержек действует во всех филиалах ОАО «Иркутскэнерго» и уже дала свои результаты. Политика «Иркутскэнерго» направлена на установление приемлемых для промышленного комплекса региона и населения области тарифов. В рамках этой политики составлено несколько программ, в том числе и по сокращению издержек.
Жестко взяться за экономию затрат энергетиков заставило само время. Специалистами энергосистемы пересматриваются все существующие циркуляры и нормативы, которыми они пользовались на протяжении последних 15-20 лет. Многие нормы при подробном исследовании будут подтверждены, многие – скорректированы, с учетом современных условий и технических усовершенствований. За этими действиями стоит кропотливая работа профессионалов, которые начали этот год, работая по-новому, в режиме жесткой экономии.

Программа сокращения издержек включает в себя несколько направлений, таких как введение экономичных режимов работы оборудования, экономия топлива, оптимизация загрузки режимного оборудования, вывода неэффективного оборудования на консервацию. Путем максимальной загрузки оборудования с высоким коэффициентом полезного действия существенно экономятся затраты. Образно говоря, можно задействовать все котлы станции наполовину, откинуться на спинку кресла и расслабленно наблюдать за их работой. Если какие-то механизмы выйдут из строя, это не отразится на общем результате – город по-прежнему будет получать тепло и горячую воду требуемых параметров. Но при этом часть топлива тратится на поддержание мощностей работы оборудования. А можно загрузить по максимуму только четыре из шести котлов, но при этом необходимо работать в напряженном режиме, тщательно следить за их работой. Естественно, что оборудование должно быть в отличном техническом состоянии, чтобы не давать ни малейшего сбоя. При оптимальных нагрузках топливо, затраты и людские ресурсы экономится по максимуму.

Поменялся и подход в отношении ремонта оборудования. Прежде через каждые четыре года оборудование выводилось в ремонт, независимо от того, выработало оно свой резерв, или нет. В связи с падением производства не все мощности, на которые рассчитана станция, востребованы. Поэтому неэффективно заниматься постоянным ремонтом оборудования, которое находится в простое. Сейчас с целью оптимизации расходов все ремонтные расходы перераспределились. Технические службы усольской теплоцентрали привлечены к детальному пересмотру затратной методики при эксплуатации оборудования, проведен рейтинг эффективности работы оборудования, внимательно изучено его состояние. В итоге, с целью экономии ремонтных издержек, было решено законсервировать одну из турбин. Это не значит, что ее просто оставили без работы. Для консервации проведен ряд затратных мероприятий, в результате которых оборудование остается полностью в работоспособном состоянии, готовое в любой момент к эксплуатации.

Ежегодно на проведение ремонта, модернизацию и реконструкцию составляется программа и график ремонта оборудования и только после тщательной экспертизы она утверждается руководством энергокомпании, с учетом экономии затрат и надежности в эксплуатации. Оборудование выводится в ремонт только после того, как выработает свой резерв. Тщательный контроль за оборудованием, его разумное использование и жесткая экономия средств дает свои результаты. Потребители области не несут неоправданных затрат, которые могут быть заложены в тарифы.
Кроме оборудования на станции, энергетики перед каждым отопительным сезоном проводят испытание всей теплотрассы на максимальную температуру, и гидравлическое испытание тепловых сетей. В отличие от коммунальных служб города, которые ежегодно выступают с бодрыми отчетами по поводу состояния теплотрасс, на ТЭЦ-11 все коммуникации регулярно и планомерно обновляются. С 1982 года существует циркуляр, в соответствие с которым ежегодно проверяется все сетевое оборудование. При износе трубы до 20% от проектной толщины стенки, сомнительный участок подлежит замене. Для сравнения: некоторые участки основной магистрали города имеют толщину 2,5 мм вместо 8 мм, то есть изношены более чем на 30%. Сами энергетики говорят, что у них трубы по сорок лет не эксплуатируют, так как они работают по правилам. Тем более, что все действия контролируются вышестоящими организациями.
В компетенцию ведения ТЭЦ-11 включены только те сети, которые находятся внутри корпусов. Трубопроводы, которые тянутся от стены главного корпуса до города находятся в ведении муниципальных коммунальных служб. И работники Тепловодоканала и ТЭЦ-11 обычно находили взаимопонимание по всем сложным техническим вопросам. Энергетики не раз выручали муниципалов в сложных ситуациях. Например, на предстоящий ремонтный период запланирована замена трубопровода осветленной воды, которая проходит по территории ТЭЦ и Химпрома. Ремонтные и проектные работы энергетикам пришлось взять на себя. Стоимость проекта – семь миллионов рублей. Два новых водовода обеспечат надежность теплоснабжения населения. К новому отопительному сезону работы должны быть закончены.

В недавнем прошлом работникам ТЭЦ-11 пришлось также за свой счет заменить систему всасывающих трубопроводов сетевой воды. Специалисты «Иркутскэнерго» перепроектировали старую лотковую систему и провели полную реконструкцию старых трубопроводов. За последние пять лет работниками ТЭЦ-11 также была проведена огромная работа в плане резервирования и подачи горячей воды на город. Для этого была усилена производственно-техническая служба станции, что дало позитивные сдвиги в работе, была создана резервная система ГВС. При выходе из строя основной системы горячего водоснабжения в работу включается резервная линия.
Учитывая все вышесказанное, мнения о том, что «Иркутскэнерго» не собирается вкладывать средства в коммунальное хозяйство, выглядят неубедительными и несостоятельными. Досужие разговоры сильно разняться с фактами. Кроме того, что энергокомпания постоянно совершенствуется в плане надежного энергоснабжения потребителей, руководству «Иркутскэнерго» периодически приходится брать на себя городские расходы.

Например, «Иркутскэнерго» приняло долевое участие в строительстве второй теплонасосной станции. Городской бюджет в одиночку не смог бы самостоятельно покрыть миллионные затраты. Тогда была решена основная проблема Усолья – установлен нормальный гидравлический режим. Стоит вспомнить и о том, что несколько лет назад были многоводные годы, гидроэлектростанции работали на холостой сброс воды. Тогда было принято решение развивать сеть электрокотельных. В районе Усолья была построена резервная электрокотельная, которая будет востребована через два-три года, когда сезонные колебания погоды приведут к повторению ситуации 1994-95 гг.

В целом на ремонт оборудования в 2003 году «Иркутскэнерго» только в усольском филиале потратило около 220 миллионов рублей. Это примерно бюджет небольшого города, который израсходован на обеспечение нормального теплоснабжения усольчан. В этом году в планах энергетиков не только традиционные ремонтные и строительные работы, но и серьезные природоохранные мероприятия, запланированы глобальные работы в зоне золоотвала, выделены средства на рекультивацию земель и ряд экологических экспертиз.

Показать в формате для печати