РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Как молоды мы были...

Автор: А.П. Мальцев, инженер-технолог ЗАО "Иркутскэнергоремонт"

После организации Иркутской энергосистемы, а также с введением новых мощностей остро встал вопрос организации централизованного ремонта основного и вспомогательного оборудования при Иркутскэнерго. В числе инициаторов создания ремонтного предприятия и строительства завода был начальник службы ремонтов Осауленко Виктор Иванович. Он же был назначен исполняющим обязанности руководителя создаваемого ремонтного предприятия. В марте 1965 года при механическом цехе ТЭЦ-10 приступили к созданию первой бригады по ремонту арматуры. Возглавил бригаду старший мастер Капарулин Николай Сидорович.
В кратчайшие сроки было смонтировано необходимое оборудование, изготовлены и установлены ванны для химического никелирования и оборудование для наплавочного участка.

В мае 1965 года отремонтированы первые 7 вентилей Ду20 на общую сумму 117 руб. 60 коп, а через полтора года в месяц ремонтировали до 300 единиц.

Одновременно с ремонтом арматуры для электрических станций и тепловых сетей ремонтировали арматуру для создания обменного фонда. Через 2 года обменный фонд составил более 2000 единиц. В основном это была арматура Ду10, Ду20 и Ду50 Венюковского арматурного завода.

Ремонтные подразделения с этого момента больше не производили капитальный ремонт мелкой арматуры по месту установки, а вырезали и привозили на централизованный ремонтный участок. В этот же день получали отремонтированные вентили из обменного фонда.

Таким же образом планировалось ремонтировать и другое оборудование. Создание обменного фонда положительно сказалось на сроки проведения капитальных ремонтов оборудования электрических станций.

В составе бригады Централизованного ремонта арматуры работали токари: Василий Хаменков, Валерий Шилинский, Владимир Литвинов. Токарь-расточник Иван Нечаев, термисты: Саша Стукалов и Василий Крутиков, фрезеровщица Береснева Лира, дефектоскопист Волощенко Вера, гальваники: Людмила Скорупская, Дина Мишенина, слесари: Михаил Михальский, Геннадий Денисов, Владимир Дематьев, Николай Байгулов. Чуть позднее в состав бригады влились братья Коробейниковы Михаил и Владимир и их земляк Коля Решетов, - все они пришли с Иркутского авиационного завода.

Токарь Литвинов Владимир Михайлович, токарь-расточник Нечаев Иван Александрович и инженер-технолог Дематьев Владимир Иванович, слесарь по изготовлению поверхностей нагрева Хлебников Константин Васильевич - все они и сейчас успешно трудятся в составе Центрального ремонтного завода.
Хотя у большинства работавших не хватало опыта, но молодость и невиданно высокий эмоциональный настрой, желание быть в рядах лучших работников, помогали выполнять работы в срок и с хорошим качеством.

Одновременно с созданием первой бригады формировалось управление. Первым главным бухгалтером и самым опытным из всех нас был Авраменко Иван Емельянович. Обязанности начальника планового отдела исполнял Маркелов Николай Иннокентьевич. Влились в состав управления Винокурова Зоя Ивановна, Похабова Нина Семеновна (позднее Хакимова) и Бардымова Людмила Николаевна.

Первого сентября 1965 года вся бригада в полном составе перешла в подчинение уже созданного к тому времени управления.
С приходом Попова Юрия Валентиновича, который был назначен начальником участка, численность составила более двухсот человек. В состав участка входили: бригада Централизованного ремонта арматуры (мастером которой был я), ремонтное подразделение топливо-транспортного цеха под руководством Коновалова Бориса Семеновича, бригада изолировщиков во главе с Татьяной Спириной, бригада обмуровщиков (руководитель - мастер Демидович Николай Никифорович), а также две бригады по ремонту арматуры при котельном и турбинных цехах под руководством Солдатова Игоря и Гаврющенко Ивана Ивановича.

Попову Юрию Валентиновичу удалось на тот момент скомплектовать самый лучший ремонтный участок, стабильно выполнявший месячные планы. Такие нарушения трудовой дисциплины, как прогулы и пьянка на рабочем месте, были исключительно редки и воспринимались как ЧП.

Первым директором ПРП "Иркутскэнерго" был назначен Почекутов Евгений Александрович, заместителем директора Алашкевич Леонид Исаевич. Первым главным инженером - Жирнов Николай Иванович.
Много бессонных ночей провели они в момент становления предприятия. Упорно, шаг за шагом, шло строительство завода. А рядом со строящимся заводом, в здании гаража ТЭЦ-10, ныне здание электрического цеха, шло освоение изготовления нестандартного оборудования и изготовление поверхностей нагрева котлов.

В 1973 г. на пост директора ПРП пришел Козлинский Георгий Викторович. Будучи хорошим хозяйственником, по крупицам он начал оснащать завод оборудованием. Был приобретен токарный специальный станок КЖ, на котором можно обрабатывать детали длиной до 12 метров и массой 30 тонн. Кузнечные печи, большая газовая и термическая печи, гидропресс с усилием 300 тонн, вальцы, трубогиб для гибки труб диаметром до 159 мм и многое другое было изготовлено собственными силами.

В 1967 году приступили к освоению изготовления крепежных деталей из новых марок сталей. Активное участие по отработке режимов термической обработки принял Иванов Владимир Анатольевич. Много бессонных ночей провел он у термической печи. Успехи сменялись разочарованием. Тем не менее, капризную сталь ЭП 44, а позднее ЭП 182 заставили работать на энергосистему Иркутской области. В настоящее время Владимир Анатольевич возглавляет бюро технического контроля Центрального ремонтного завода.

В канун празднования 40 летия ЗАО "Иркутскэнергоремонт" хочется пожелать ныне бодрствующим ветеранам доброго здоровья, активной творческой и долгой жизни, и воспитать таких же добросовестных, трудолюбивых и талантливых внуков.
С праздником Вас, дорогие, ветераны.

А.П. Мальцев работает в системе энергетики с 1963 года, на предприятии "Иркутскэнергоремонт" - с 1 сентября 1965 года. Высококвалифицированный специалист, неутомимый изобретатель и рационализатор с первых дней работы принял активное участие в решении сложных технологических задач, масштабы которых в 60-е годы казались для ЦРЗ фантастическими. Когда был пущен цех заводского ремонта, то ремонт тяжелого оборудования осуществлялся здесь, в Сибири, а не на ремонтном заводе далекого Ленинграда. Экономия исчислялась в миллионах рублей. За исполнением этого грандиозного и важного проекта для Иркутской энергосистемы стояли талантливые "первопроходцы" - замечательный коллектив единомышленников, увлеченных делом, романтики-энтузиасты. И среди них Алексей Петрович Мальцев.

Показать в формате для печати