РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Большие успехи Большого Байкала

Автор: Татьяна Ворогушина
 

Компания «Гранд Байкал», дочерняя структура ОАО «Иркутскэнерго», родилась в мае 2002 года в результате реструктуризации непрофильных рекреационных активов. Главным направлением деятельности компании "Гранд Байкал" является управление рекреационными объектами, принадлежащими ОАО « Иркутскэнерго».  Под управлением компании находятся: санаторий "Электра", пансионаты - "Энергетик" (пп. Нилова Пустынь, Аршан, Жемчуг), базы отдыха - "Звездный", "Байкал", «Зама», гостиничный комплекс "Дельта", яхты "Ирэн" и "Энергия".
Об итогах почти двухлетней работы компании мы побеседовали с генеральным директором ООО «Гранд Байкал» В.Ю. Стояновым.

Корр.: - Вячеслав Юрьевич, в мае компании «Гранд Байкал» исполняется два года. С какими итогами Вы подходите к этой дате?

В.С.: - Самое главное – за это время компания стала на ноги. Сложился профессиональный коллектив, сформулированы принципы дальнейшего развития, занята определённая ниша на рынке санаторно-курортных и туристических услуг. Нас знают уже далеко за пределами Иркутской области. Я считаю, что задача, которую ставило перед нами ОАО «Иркутскэнерго», - ликвидировать убытки по содержанию рекреационных объектов, провести их позиционирование и активно работать на рынке туристических и санаторно-курортных услуг в интересах ОАО «Иркутскэнерго», - нами успешно выполняется. За прошедший год была проделана огромная работа по становлению деятельности компании, переводу персонала и его переориентированию на работу в условиях рынка, тщательно изучена материально-техническая база объектов и начата ее реконструкция. К сожалению, не все удалось сделать сразу из-за непонимания отдельными руководителями рекреационных объектов ситуации и восприятия новых идей, но в течение 2003 года нам удалось многих убедить в необходимости работы по-новому, а с некоторыми и расстаться. На это ушло много драгоценного времени, что и повлекло выполнение программы по выделению рекреационных активов не в полном объеме в части, касающейся получения прибыли.

*Корр.: - У компании были планы по «освоению» ближайших соседей – Китая и Японии. Получается? *

В.С.: - Развитие туристического бизнеса предполагает наличие не только достопримечательностей, но и развитой инфраструктуры. На сегодня условия для принятия международных туристов оставляют желать лучшего. Поэтому мы пересматриваем «начинку» наших объектов и стараемся приблизить их к международным стандартам. Сегодня мы ведем реконструкцию номерного фонда в «Электре», в следующем году существенным образом будем пересматривать номерной фонд в «Дельте». Помимо внешнего обновления будем предусматривать и комплекс услуг, без которых сегодня не обойтись, - в том числе, беспроводной Интернет, современные средства связи.

Корр.: - Кто сегодня отдыхает на объектах ООО «Гранд Байкал»?

В.С.: - К сожалению, приходится констатировать тот факт, что мы практически потеряли 20-тысячный коллектив Иркутскэнерго. Объекты на 80% работают на рынок, и только 15-20% отдыхающих - энергетики. Объективная причина – сегодня мы работаем на полной самоокупаемости и самофинансировании, когда материнская компания не несет затрат на содержание рекреационных объектов, переданных в ООО «Гранд Байкал».

Мы попали в определенную ценовую нишу: подсчитали затраты и определили, какой нам нужен уровень цен для того, чтобы выжить. Оказалось, что это несколько неприемлемо для сотрудников Иркутскэнерго, - одной из самых динамично развивающихся компаний, где не самый низкий показатель по заработной плате. Конечно, мы стараемся популяризировать отдых в привычных для энергетиков местах. Один из вариантов – возможность приобрести путевки в рассрочку. Мнение, что когда-то это было для энергетиков почти бесплатно, - сегодня не отражает реальной действительности.

Корр.: - За два года коллектив очень изменился?

В.С.: - О руководителях я уже сказал, а персонал, в основном, остался прежний. Ушли немногие, и только те, кто не смог принять новых требований к работе. В рыночных условиях, - и особенно это касается сферы обслуживания, - подход к работе с клиентами совершенно разнится с тем, что был когда-то.

Корр.: - Чем выделяется ООО «Гранд Байкал» на фоне других туроператоров, работающих на рынке области?

В.С.: - Наша компания находится несколько в ином секторе рынка, в секторе размещения, где у нас нет конкурентов. Все участники туристического рынка признают, что сегодня Гранд Байкал – это крупнейшее предприятие по наличию высококлассных средств размещения. Наша компания имеет 93 соглашения с турагентами, поставляющими нам клиентов и 43 страховых компании, задействованных в сфере санаторно-курортного лечения.

Корр.: - Основные задачи, которые Вы ставите перед собой на ближайшее время?

В.С.: - Оптимизация эксплуатационных затрат на содержание объектов и их 100%-ная загрузка. Работая на рынке нельзя не развиваться, а развитие, как известно, требует средств и немалых. Мы должны их зарабатывать и развиваться, двигаться дальше.

Л. С. Алексюк, исполнительный директор:
- В недавнем прошлом, я как руководитель ТЭЦ-5 занимался производством тепла, электроэнергии, а базы отдыха, имеющиеся на балансе филиала, были своеобразным подсобным хозяйством. Естественно, им не уделялось должного внимания. Цель реструктуризации как раз в том и состояла, чтобы вывести непрофильный бизнес под профессиональное управление отдельной компании в виде Гранд Байкал.

Когда объекты строились, никто не просчитывал их рентабельность, не составлял бизнес-планов, все это делалось ради престижа. Яркий пример – база «Зама», которая находится за 300 км от Иркутска. Источник электроэнергии – за 100 км, есть дизельная станция, отдельно стоящие бассейны, сауна, благоустроенные номера. Но дороги практически нет: 60 км едешь три часа на вездеходе. Конечно, экзотика, берег Байкала. Однако такой экстрим без элементарного кондиционера в автомобиле, на котором, мы перевозим отдыхающих, многих отталкивает. Отсюда наше внутреннее перекрестное субсидирование: затраты на содержание убыточных объектов ложатся на доходные, такие, как «Звездный» и «Электра».

Мы уже привыкли, стали немного капиталистами, научились считать. Но мало сохранять то, что есть, мы должны думать о будущем, которое, в свою очередь, невозможно без развития.
Отвечая существующему спросу, мы улучшаем сервис и расширяем спектр услуг. К примеру, в «Электре» построили конференц-зал, приобрели мини-киноустановку, решаем вопрос с устойчивой телефонной связью. В середине мая сдаем в эксплуатацию реконструированный жилой корпус. Теперь отдохнуть в санатории можно не только 21 день, а даже приехав на выходные. Сняли ограничение на прием детей, для этого организовали детскую комнату и приняли на работу воспитателя. Обновляем оборудование для отдыха и туризма. В прошлом году купили горные велосипеды для «Электры» и «Замы».

Сегодня цена путевки определяется затратами на содержание баз отдыха. Тем не менее, энергетики пользуются скидками на лечение в «Электре» и Ниловой Пустыни. К слову сказать, известный на всю страну курорт Белокуриха, в последнее время сильно потерял в качестве радоновой воды. По словам наших клиентов, в Ниловой пустыни она намного эффективнее.

М.В. Игумнова, начальник отдела маркетинга и продаж:
- Я считаю, что особенно за последний год Гранд Байкал стал достаточно узнаваем в Иркутске. У нас появилось много партнеров и за пределами регина – мы активно работаем с Читой, Улан-Удэ, Хабаровском, Красноярском, Москвой. Среди наших клиентов есть и крупные компании, такие как РАО «ЕЭС», РЖД, зарубежные фирмы. Это говорит о том, что компании доверяют, с компанией хотят работать. Это самое большое достижение.

Немаловажно, что Гранд Байкал работает на рынке. Человек, который приезжал отдыхать за счет предприятия, никогда не задумывался над тем, какое качество услуг ему предлагается. Теперь же отдыхающие требуют за свои деньги качественный отдых. Поэтому мы активно работаем над повышением качества услуг, проводим тренинги с персоналом.

Несмотря на рыночные отношения, первоочередным правом на получение тех же путевок у нас пользуются, в первую очередь, сотрудники Иркутскэнерго.

В настоящее время готовимся к летнему сезону, работаем над созданием туристического продукта, который бы связал в единое целое все наши объекты. Ведь человек, который желает приехать на Байкал, желает увидеть все. Не секрет, что те же иностранцы совершают такие дальние путешествия раз в жизни. Поэтому мы пытаемся создать маршрут, который свяжет Тункинскую долину, базу отдыха «Зама». Такие туры уже есть, проводим их обкатку, смотрим, что лучше добавить, изменить.

Уже сейчас работаем по заданию областной администрации над турами зимы 2005 года, связанными с фестивалем зимних игр «Зимниада». Мы это обязательно сделаем, включив в программу конные туры, туры на снегоходах и зимнюю рыбалку на Байкале. В ближайшие годы бренд «Зимниада» имеет все шансы привлечь в Иркутскую область большое количество туристов, и мы надеемся принять самое активное участие в работе с ними.

Показать в формате для печати