РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Б. Розенраух: "Нам нужны честные отношения с потребителем"

- Какую роль играет ваше направление в Компании, насколько важна ваша работа для обеспечения деятельности ОАО "Иркутскэнерго"?

- Наверное, все должны понимать, что в условиях, когда нет планово-социалистического хозяйства, важно не только произвести продукцию, но и найти возможность ее продажи. Особенно остра эта проблема для энергетики в связи с тем, что большинство договоров, по которым мы отпускаем продукцию, носят публичный характер. Мы, являясь естественным монополистом, в силу гражданского кодекса, обязаны предоставлять свои услуги всем желающим, и не имеем права отказывать в заключении договоров с тем или иным потребителем. При этом, сейчас, в переходный период, существующая законодательная база направлена во многом на дискредитацию нас как поставщика. Действующий гражданский кодекс серьезно защищает потребителя и существенно ограничивает наши возможности, и этот перекос с принятием нормативных актов по реформированию энергетики, по моему мнению, должен быть ликвидирован. В отличие от любого другого товара в магазине, который отдают только после оплаты, в энергетике при нынешней правовой базе у потребителей есть возможность не платить, регулярно получая электроэнергию и тепло. Особенно сложная ситуация с неплатежами физических лиц.

Как вы понимаете, больших сбережений у компании нет, оборот достаточно большой, и ежемесячные расходы существенны, только угля ежемесячно мы вынуждены покупать на 400-500 млн. рублей. Поэтому обеспечение деятельности компании зависит от того, насколько успешно мы собираем деньги за отпущенную продукцию. Как только происходит какой-то срыв плановых платежей, это мгновенно отражается на работе Компании, у нас начинаются проблемы с угольщиками, ремонтниками, с инвестициями. А когда мы что-то недоремонтируем, это неизбежно скажется на надежности работы компании, на бесперебойности снабжения потребителя.
Непосредственно темой сбыта в компании занимаются две структуры. Первая - "Энергосбыт", которая в большинстве городов имеет свои отделения. Структура достаточно разветвленная, хотя до тех нормативов, которые установлены Минэнерго, численно мы не дотягиваем. Вторая структура - Дирекция по управлению дебиторской задолженностью. При этом "Энергосбыт" - это работа в режиме реального времени, текущий отпуск потребителям и сбор денег, в Дирекции - больше работы правовой: судебные процедуры, процедуры по взысканию и реструктуризации долгов, получение долгов.

- Какие показатели наиболее ярко отражают эффективность сбытовой деятельности Компании?

- Прежде всего, это показатели по выполнению плана по сбору средств, которые касаются текущего потребления. Второй показатель - снижение дебиторской задолженности. Оба показателя важны и формируют доходную часть бюджета. Третий показатель - объем продаж. Мы заинтересованы в его росте. Специфика нашего продукта такова, что он потребляется в момент производства. Поэтому мы заинтересованы в сохранении и развитии рынка продаж.
Следующий показатель - снижение коммерческих потерь, что является одной из острейших проблем в целом по стране, и в Иркутской области в частности. Это состояние приборов учета, прямые хищения, недоработки, в том числе, "Энергосбыта". Первая тема здесь - состояние приборного учета. К сожалению, мы отстали от Запада и в этом вопросе. У нас стоят счетчики прошлого поколения, которые не обладают необходимым классом точности, занижают показатели в меньшую сторону. Кроме того, это механизмы, позволяющие вторгаться в их деятельность, затормаживать их работу. Потребителю это выгодно, но приборы учета должны показывать реальную картину, отвечать требованиям по температурным режимам, периодичности замены, доступности для взлома и искажению показаний.

По замене счетчиков мы готовы взять затраты по большей части на себя, в том числе, замену счетчиков потребителям. Но последние должны понимать, что ответственность за сохранность остается за ними. Поэтому мы призываем всех поддерживать с нами нормальные отношения. Потребителям, рано или поздно, придется платить за тепло и электроэнергию. Наша Компания финансово прозрачная, у нас лишних затрат и доходов нет и не может быть по определению. Тарифы устанавливает РЭК, в процедуре участвует и областная администрация, и депутаты, и общественность. Тарифы экономически обоснованы, и платить по ним обязан каждый.

Вторая проблема - хищения. Народ подключается помимо счетчика. Особенно это актуально в сельской местности. К сожалению, уровень жизни в деревнях невысокий, через незаконно полученную энергию люди осуществляют себе субсидии за счет энергетиков, а не государства. Сейчас в деревнях вы редко увидите дым из трубы -все перешли на электрообогрев. Это проблема всей страны. Длительное время, учитывая низкий тариф для населения, мы не занимались этой проблемой, так как объем товарной продукции в этой группе был невысок. А сегодня мы вынуждены плотно работать с этой группой потребителей. Социальная направленность, социальное финансирование таких групп, должно осуществляться на государственном уровне, в принципе, через те же тарифы. Тариф для городского населения составляет 26 копеек, для сельского - 18. Если эти 18 копеек не платятся, а в открытую воруются, то это беспорядок. Если у населения нет работы, это не значит, что за счет энергетиков кто-то должен получать дотацию в виде бесплатной энергии. Справедливым решением проблемы были бы дотации из бюджетов.

Вообще, что касается коммерческих потерь, в Компании есть программа, есть план мероприятий, есть идеология. Мы изучили опыт соседних регионов и стран СНГ. Коммерческие потери - это зло, борьба с ними идет везде. Мы понимаем, что сегодня "Энергосбыту" в одиночку эту проблему не решить. Поэтому сейчас будет реализовываться программа по объединению усилий сетевых филиалов, которые имеют разветвленную структуру, имеют РЭС, имеют кадры, имеют отношения с руководителями хозяйств, и фирмы "Энергосбыт" по решению этой проблемы. Мы будем ловить за руку, составлять акты, выискивать задолженность, описывать имущество, возбуждать уголовные дела по воровству. Энергия - это обычный товарный продукт, поэтому тот, кто вешает провода на столбы, минуя счетчики, может квалифицироваться как вор. Тем, кто ворует, придется понять, что платить придется. Задача ставится снизить потери по сравнению с прошлым годом на 10%. Задача сложная, учитывая, что тариф для населения подняли.

Прошлый год сложился для нас достаточно хорошо, удалось получить оплату с потребителей в объеме 106,5 %. К сожалению, ритмичной работы не вышло, в отдельные месяцы планы недовыполняли, как следствие, в эти периоды мы были вынуждены корректировать расходы Компании. Поэтому задача, стоящая сегодня, - наладить ритмичную работу по выполнению месячных и квартальных планов. С декабря мы стабильно выполняем планы. По реализации дебиторской задолженности задачи не столь амбициозны, как в прошлом году, - мы попробуем выполнить план по реализации на уровне 100,5%. Это вызвано тем, что нам удалось за прошедший период существенно снизить долю задолженности. Если три года назад она равнялась годовому объему товарной продукции, то сегодня дебиторская задолженность составляет менее 3-х месяцев. На темпы снижения "дебиторки" влияет и то, что мы достаточно существенно перераспределили нашу товарную продукцию через тариф по группам потребителей, в том числе, и на население. Нам осталось приучить население платить своевременно. К сожалению, ситуация осложняется тем, что в области одновременно с ликвидацией перекрестного субсидирования возникла тема с переходом на федеральные стандарты оплаты услуг ЖКХ 90 на 10%. Хотя, это, скорее, позитив. Мы видим, что реально творится с местными бюджетами, и понимаем, что получить оплату по разнице в тарифах от бюджета в случае сохранения прежних стандартов не смогли бы.

- Вы затронули тему перекрестного субсидирования, насколько сильно такое положение вещей влияет на ситуацию в деятельности энергокомпании?

- В Иркутской области, как и в большинстве регионов России, существует перекрестное субсидирование - субсидирование одних потребителей за счет других. Оно осуществляется как между теплом и электроэнергией в пользу тепла, так и внутри самого тепла, по разным группам потребителей. Не занимаясь проблемой ликвидации перекрестного субсидирования, мы рискуем потерять крупного потребителя. Тема сохранения потребителя особенно актуальна по теплу. 50% продаж по теплу у нас приходится на крупные предприятия, 50% - на население, бюджеты. Важно сохранить крупных потребителей. Впервые за много лет мы продвинулись в этом направлении, и при регулировке тарифов в последний раз РЭК подняла тариф для населения и ЖКХ более существенно, чем для промышленности. Более близко к российским тарифам мы подошли и по теплу для промышленности (подошли, но далеко не достигли российского уровня). При росте тарифов снижается конкурентоспособность товаров, и здесь важно понять такую вещь. Тепловая и электроэнергия - это лишь элемент в производстве конечной продукции (у БрАЗа - это алюминий, у АНХК - бензин, у БЛПК - целлюлоза). Прежде, чем расплатиться с нами, эти предприятия сначала должны реализовать свою продукцию. И мы заинтересованы, чтобы конечный продукт у наших потребителей был конкурентоспособен и хорошо продавался. В противном случае, если продукция крупных градообразующих предприятий станет невостребованной, они попросту остановятся, люди не получат зарплату, бюджеты - налоги, "Иркутскэнерго" - деньги за тепло и электроэнергию. Все помнят, какая ситуация была, когда в Усть-Илимске остановился ЛПК, а в Усолье-Сибирском не работал "Химпром". Это понимают и в РЭК, отсюда и такое направление по ликвидации перекрестного субсидирования: в сторону меньшего роста тарифов для промышленности, большего - для населения, в том числе, и по электроэнергии. Мы понимаем, что это мера вынужденная, для Компании означающая значительно больший объем работы, поскольку собирать деньги с частных потребителей гораздо труднее, но это необходимо делать. В том числе, и по выполнению решений Правительства РФ о ликвидации
перекрестного субсидирования.

- Наличие значительного числа посредников также сказывается на вашей работе негативно?

- Существует несколько наиболее проблемных для нас групп потребителей. Прежде всего, это ЖКХ, оптовые предприятия-перепродавцы и бюджеты. К сожалению, существующая сегодня система расчетов потребления за энергоресурсы построена таким образом, что население платит за энергоресурсы в составе квартплаты ЖЭКу, который, независимо, от процента оплаты, оставляет средства на собственные нужды в полном объеме, а оставшиеся средства передает нам.

Это короткая схема, а длинная - когда перед покупателем стоит ЖЭК и перепродавец, а потом только мы. Поскольку каждый из них ближе к деньгам, к платежам, которые осуществляет население, каждая из этих структур свои затраты старается закрыть полностью. В принципе, в этом заинтересованы и мэры, так как деньги остаются на территории, поскольку перепродавцы обычно - муниципальные образования, и через эту схему можно не додавать ни ЖКХ, ни ОПП бюджетные средства на разницу в тарифах. То есть ОАО "Иркутскэнерго" становится заложником этой схемы функционирования. Посредники в любом деле - это зло. Для населения посредники тоже плохи, так как оно не знает кто крайний, к примеру, когда не греют батареи, чья это вина - ОАО "Иркутскэнерго", ЖКХ или ОПП? Нет ответственного. Кроме того, каждый посредник имеет свой собственный административный аппарат, что также сказывается на тарифах для населения.

Мы пытаемся переломить ситуацию, объясняем мэрам, что надо вести честный бизнес, что готовы ликвидировать посредников, и брать на себя ответственность за функционирование всей цепочки. Скажем, по электроэнергии, мы готовы в любой форме сотрудничать с администрацией Иркутской области по "Облкоммунэнерго". Нам надо, чтобы мы имели возможность вести с потребителем честные отношения: добиваемся того, чтобы мы отвечали за свой продукт, его качество и поставку, а потребитель за него платил. Когда между нами стоит посредник, очень тяжело добираться до потребителя, и те ограничения, которые нами вводятся, задевают невиновных потребителей.

Так, в Ангарске мы реализуем пилотный проект - вышли на прямые расчеты с населением. Естественно, у проекта нашлось много противников, не всем нравится честное ведение бизнеса. Но мы будем и дальше стремиться развивать это направление, развивать сети, забирать сбыт и в любом виде доходить до конечного потребителя, заставлять платить тех, кто не платит, надежно и бесперебойно обеспечивать добросовестных плательщиков электроэнергией и теплом.

- Как соотносятся две реформы - энергетики и ЖКХ?

- Мы к этой теме внимательно присматриваемся. Недавно съездили в Читу, где "Читаэнерго" занимается всем, вплоть до ремонта батарей в квартирах. "Читаэнерго" в вопросах обслуживания населения "дошло" до розетки и до крана горячей воды. Это идеальная схема и для ЖКХ, с точки зрения теплоснабжения. Пока мы рассматриваем варианты, размышляем. Осложняется ситуация еще и тем, что ряд муниципальных посредников, кроме передачи наших ресурсов, являются еще и поставщиками воды, канализации. В принципе, этот комплекс услуг оплачивается, и почему бы этим ни заниматься?

Неделю назад из сообщений прессы мы узнали, что РАО "ЕЭС России" собирается проводить подобный эксперимент сразу в 11 энергосистемах страны, вместе с Газпромом заниматься реформированием ЖКХ. Месяц назад руководителем Госкомстроя Кошманом и главой РАО Чубайсом подписано соглашение о совместных действиях по реформированию энергетики и ЖКХ. В принципе, мы готовы сейчас предложить подобное областной администрации, только считаем, что в этом должны участвовать и главы муниципальных образований.

Еще одна проблема - банкротства, которые становятся уже системой в нашей области. Муниципальные предприятия копят долги, затем, с ведома местных администраций, выводят активы в чистую структуру. А областной, федеральный бюджеты, энергетика остаются ни с чем. Мы будем бороться с подобной практикой всеми возможными методами. В заключение хочется пожелать читателям установить для себя четкое правило: электроэнергия и тепло - не манна небесная, это товар, произведенный нашими с вами руками, и платить за этот товар нужно своевременно и в полном объеме.

Показать в формате для печати