РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Боль депутатская. Мандат кандитатский.

Автор: 

Тема тарифов и оплаты услуг ЖКХ в последнее время вновь заняла одно из центральных мест на газетных полосах и выпусках новостей. В частности, в Иркутской области очередной виток обсуждения этих проблем вызвал демарш депутата Лукина, который предложил отозвать областной закон, который устанавливает федеральный стандарт оплаты за услуги ЖКХ: 90% платит само население, 10% оплачивается из бюджета. Поэтому и мы не могли обойти вниманием эту тему. Тем более что нас, как энергетиков, она касается напрямую.

Сначала - предыстория. В июле 2002 года депутатами Законодательного собрания был принят Закон Иркутской области, устанавливающий новые стандарты оплаты услуг ЖКХ - 90 на 10 процентов. Причем, закон этот носит не обязательный, а, скорее, рекомендательный характер. Окончательные тарифы для жителей городов и районов области устанавливаются главами администраций - мэрами территорий. Они на месте решают, какую нагрузку способен "вытянуть" муниципальный бюджет, и сколько смогут оплатить жители. Надо сказать, что большинство мэров с учетом этих факторов и принимали решение о введении тарифов на вверенных им территориях, к тому же получив возможность заранее поработать с внесением своих пожеланий в областной бюджет 2003 года. Напомним, что из федерального бюджета на дотации области было предусмотрено 757 млн. рублей, которые и должны помочь местным администрациям выполнять обязательства перед жителями. Кроме того, новые стандарты позволяли снизить нагрузку на бюджеты всех уровней, которые и так "трещат по швам" из-за ситуации вокруг зарплаты бюджетникам. "Если бы мы не ввели эти стандарты, мы бы не получили денег из федерального центра. В результате наше жилищно-коммунальное хозяйство рухнуло бы, как оно рухнуло в западных районах России нынешней зимой", - заявил губернатор Борис Говорин.

Однако на февральской сессии депутат Валерий Лукин вторично попытался собрать подписи своих коллег под обращением по отзыву этого закона. Первый раз он попытался это проделать в ноябре, но не был поддержан депутатским корпусом. На этот раз господина Лукина поддержали более двадцати депутатов, многие из которых, очевидно, планируют принять участие в осенних выборах в Государственную Думу РФ. Цена этого популистского шага известна -- более полутора миллиардов рублей дополнительных расходов областного бюджета и, как следствие, головная боль для всех без исключения муниципальных образований, с дальнейшим скатыванием жилищно-коммунального хозяйства в пропасть.
Действительно сегодня в ЖКХ и коммунальной энергетике дела обстоят далеко не блестяще. Прежде всего, это касается горячего водоснабжения и отопления домов. Местные бюджеты, в большинстве своем дотационные, не всегда в состоянии содержать коммунальные службы за свой счет даже на 10%. Износ основных фондов во многих городах и поселках достиг критической отметки, после которой неизбежны мелкие и крупные аварии. Поэтому деньги нужны, но взять их неоткуда. Достаточно длительное время ряд муниципальных предприятий ЖКХ питался за счет "Иркутскэнерго", но система перепродавцов, которые собирают с населения деньги, но не рассчитываются с энергокомпанией, себя уже изжила.
Теперь, казалось бы, сделан первый шаг к тому, чтобы предприятия ЖКХ начали получать достаточное количество денег для того, чтобы начать работать цивилизованно, и вовремя исполнять свои обязательства. Как по отношению к поставщикам, так и по отношению к потребителям. Вторым шагом может стать процесс, подобный ангарскому, где функции сбыта за отопления и горячее водоснабжение переданы Ангарской Теплосбытовой Компании - дочернему предприятию ОАО "Иркутскэнерго". Тем самым жители территорий области будут знать, что деньги, потраченные на коммунальные услуги, дойдут до получателя в лице "Иркутскэнерго", а энергокомпания, работая напрямую со своими потребителями, будет нести ответственность за бесперебойное снабжение жильцов теплом и светом. При таком варианте развития события возможны и долгожданные инвестиции в ЖКХ, которых жители области так и не дождались на протяжении всех последних лет реформ.

Однако такая позиция не столь очевидна некоторым депутатам, которые пытаются сыграть на настроениях людей, чей семейный бюджет сильно зависит от уровня коммунальных платежей. Такого рода избранникам нужна сиюминутная политическая выгода, своеобразный трамплин, с которого они могли бы стартовать на ступеньку выше. Например, в кресло депутата Госдумы. А нам по-прежнему останутся прохудившиеся трубы и долги, долги, долги...
При этом пока депутат Лукин занимался сбором подписей, областные законопроекты о реформировании ЖКК и, что еще важнее, об обеспечении социальных гарантий при проведении этой самой реформы, до сих пор не наполнены конкретным содержанием. А ведь это, в том числе, и получение субсидий, которые могут стать инструментом для менее болезненного прохождения реформы, и получение льгот теми уважаемыми людьми, которые их действительно заслужили. Кстати, в отличие от Валерия Лукина, есть депутаты, которые действительно работают в этом направлении. "Наше отделение Пенсионного фонда уже заключило договоры с 47 управлениями социальной защиты договоры, согласно которым справки для выдачи субсидий будут предоставляться в сжатые сроки", - заявил недавно депутат ЗС, управляющий отделением Пенсионного фонда РФ по Иркутской области Валерий Соколов.

Такая она, реформа. А пока депутаты спорят, мэрам приходится самим решать вопросы по обеспечению населения необходимым коммунальным минимумом.

Показать в формате для печати