РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Первое боевое крещение

Автор: В. Ларькин, ЗАО "Иркутскэнергоремонт"

В.И. Ларькин родился в Тамбовской области Уметского района, с. Оржевка. В Вооруженные силы СССР был призван 20 сентября 1942 г. С декабря 1942 г. - стрелок второй линии обороны 125 Морского стрелкового полка Северного Флота. В 1943-1944 гг. Приказом командующего Северного Флота направлен курсантом в Военно-Морское авиационно-техническое училище. Был авиамеханником Беломорской Военной Флотилии. Участвовал в освобождении порта Корсаков, а также в совместной операции с Английской Королевской авиацией по потоплению линкора "Тирпиц". Был награжден Орденом Великой Отечественной Войны II степени, 15 медалями. После окончания войны 5 лет служил в составе Вооруженных сил СССР.

22 июня 1941 года по радио выступил Молотов: началась война с Германией. Война застала меня, семнадцатилетнего паренька, в поле, где я вел боронование паров. На следующий день, 23 июня, объявили мобилизацию военнообязанных 1905-1918 годов. Отца мобилизовали в армию, осиротела наша многочисленная семья: мать и пятеро детей.

В начале июля Тамбовский обком комсомола организовал строительный отряд по возведению оборонительных сооружений. К молодежному отряду добровольно присоединились десять комсомольцев из колхоза "Путь Ильича" во главе с коммунистом и невоеннообязанным Смагуновым П.В. Был среди них и я. В середине июля наш комсомольский отряд направился в город Тамбов, где формировался отряд из сельской молодежи и медицинского училища.

Помню, как ранним утром мы прибыли на станцию Брянск, где было огромное скопление наших войск. Территория станции и все подступы к ней были изрыты траншеями и одиночными окопами. Поразило огромное количество зенитной артиллерии.

Утром на станцию был совершен воздушный налет, об этом известил тревожный сигнал - "воздушная тревога!". И после команды: "По вагона-а-ам!" нас, молодых-зеленых, непуганных и неискушенных, загнали по теплушкам, плотно захлопнув двери вагонов. Бойцы, находящиеся на станции, укрылись по окопам, зенитчики прильнули к зенитками. Через полчаса воздушная атака была отбита. Эшелон в составе двадцати вагонов с комсомольским отрядом двинулся дальше по направлению к станции Смоленск. Но удалось отъехать лишь километров на 50, и налет на Брянск вновь повторился.
Машинист паровоза остановил состав в чистом поле. Вагоны закрывать было некому, и пассажиры выбегали на открытую незащищенную местность. Поблизости ни деревца, ни кустика, лишь вдали, километра за три, зеленел лес, к которому в панике побежали люди. На огромную человеческую массу со скрежетом пикировал двухмоторный вражеский самолет, на крыльях которого зловеще чернела свастика. По команде "Ложись!" бежавшие упали и прижались к земле. Экипаж вражеского самолета дал несколько очередей по воздуху. Пулеметная стрельба прекратилась, и прямо на людские головы посыпались ..... агитационные листовки. В одной из них было напечатано: "Советские дамочки, не ройте ваши ямочки, пойдут наши таночки, зароют ваши ямочки". Сбросив листовки, самолет улетел. Была дана команда "Отбой воздушной тревоги!". Все собрались по вагонам, до конца не веря, что чудом избежали бомбежки и остались живы. Состав тронулся к Смоленску, и на одной из сортировочных станций отряд был выгружен.

Добровольцы много километров шли по пшеничным полям по направлению к Смоленску, дислоцируясь близ реки. Здесь развернулись работы по воздвижению оборонительных сооружений: копали противотанковые рвы, траншеи, одиночные окопы в рост человека. Работали непрерывно, практически без сна и отдыха.

В двадцатых числах июля командование Фронтом отдало приказ оставить занятые позиции и отойти к железнодорожной станции. В конце июля отряд был направлен в тыл, и к концу августа "на перекладных" мы возвратились в деревню, в родной колхоз. Начались уборочные работы, и мы снабжали фронтовиков сельхозпродуктами. Так, в 17 лет состоялось мое первое боевое крещение.

Показать в формате для печати