РУССКИЙENGLISH
Пресс-центр

Энергосбыт. На острие реформ

Автор: Роман Кузнецов, Александр Баталин
 

-- В последнее время на первых полосах центральных и местных газет, в выпусках теле- и радионовостей поднимались проблемы отключений из-за неплатежей электроэнергии в различных регионах страны. Хотелось бы из первых рук узнать, как обстоят дела в Иркутске.

-- Ситуация в Иркутской области с обеспечением теплом и электроэнергией более благополучна, чем в других регионах. В самый трудный период осенне-зимних максимумов мы не допустили отключений или сбоев в работе энергосистемы. Несмотря на общую благополучную ситуацию в Иркутской области, мне пришлось заниматься не только управлением энергосбытовой деятельности, но и осуществлять серьезные антикризисные мероприятия, направленные на решение более срочных проблем.

-- «Иркутскэнерго» имеет крупную дебиторскую задолженность, как будет строиться работа с дебиторами?

-- За последние полгода в компании построена достаточно эффективная система работы с дебиторской задолженностью. Разработан комплекс мер, направленных на истребование долгов, а с другой стороны -- на стимулирование потребителей к ее погашению. Создана дирекция по управлению дебиторской задолженностью. Задача дирекции по управлению дебиторской задолженностью работать с каждым клиентом индивидуально. Если раньше работали с дебиторами в массовом порядке, от случая, к случаю, как придется, то сейчас по каждому проблемному предприятию, которых у нас в списке около ста, отрабатывается индивидуальная схема возвратности. Мы исходим, прежде всего, из оценки финансового состояния нашего потребителя, понимания его внутренних проблем, понимания потенциала его развития и положения на рынке. После чего «прописывается рецепт для больного»: вырабатывается программа, комплекс мер, для того чтобы сохранить нашего потребителя, и обеспечить эффективное погашение задолженности. Возможен и классический исковый порядок истребования задолженности, так и банкротство. Но если мы видим, что предприятие добросовестно рассчитывается, выполняет все обязательства по реструктуризации, мы, безусловно, предоставляем льготные условия по платежам.

Что касается самой дебиторской задолженности, то до октября у нас происходило ее снижение до 300 миллионов рублей, по сравнению с показателями прошлого года.

Основной задачей при возврате дебиторской задолженности, которая накапливалась десятилетие, мы ставили получения оплаты не зачетами и векселями, а деньгами, что значительно усложняет работу. Если бы Иркутскэнерго захотело использовать другие инструменты погашения дебиторской задолженности – зачет кредиторской задолженности, поставки материальных ресурсов, векселя, то я думаю, что за полгода мы бы смогли собрать 50 %. Мы поставили себе самую трудную задачу, и успешно ее решаем.

-- Можно ли сказать, что менталитет руководителей предприятий и населения меняется, и обязанность платить за электро- и теплоэнергию вовремя осознается уже в большей степени, чем раньше?

-- Мы чувствуем, что наши потребители становятся более дисциплинированными, сейчас нет безответственного подхода. Это касается крупных и средних промышленных предприятий. Меняется менталитет руководителей местных органов власти. Мы ведем достаточно большую работу, направленную на формирование добросовестного отношения к оплате, прежде всего с наиболее проблемными группами наших потребителей -- перепродавцами. Мы можем констатировать большое желания властных структур помогать нам как предприятию большой энергетики в оплате за поставленную энергию. Проблемой является наличие нормативных актов, устанавливающих право потребителей на ряде территорий Иркутской области платить
50 % от поставленного тепла. В этой связи мы несем большие потери.

-- Известно, что «Иркутскэнерго» является монополистом в регионе. Как вы думаете, реально ли в ближайшее время возникновение конкуренции?

-- Уже сейчас руководство РАО инструктивно предписывает энергосистемам на базе энергосбытовых подразделений создать отдельные предприятия. Поэтому я считаю, что в течение уже этого года мы получим достаточно большое количество участников рынка. А при обеспечении свободного доступа к сетям конкуренция в электроэнергетике станет повсеместной реальностью и усилится многократно. Есть документ РАО ЕЭС, где дается оценка работы за год компаний, входящих в РАО. В этом документе говорится, что конкуренция на энергетическом рынке существенно возросла, и, прежде всего, со стороны независимых производителей. Это выражается в увеличении объемов продаж электроэнергии на оптовых рынках и объемов производства энергии. По оценке самого РАО ЕЭС, энергосистемы, входящие в РАО, уступают свои позиции.

В области энергосбытовой деятельности Минэнерго и РАО ЕЭС уже разработаны и внедряются модели оптового и розничного рынков электроэнергии. РАО ЕЭС создает до конца года десять генерирующих компаний, тем самым, концентрируя свои мощности в один кулак. У нас появятся достаточно серьезные конкуренты, более того, внутри региона. Поэтому сейчас мы должны перестроиться для того, чтобы быть готовыми к работе в новых условиях.

-- В связи с новыми условиями, какие принципиальные изменения произойдут в работе энергосбыта?

Проводить реформы в энергосбыте необходимо, но я бы назвал это совершенствованием энергосбытовой деятельности. Неэффективную работу энергосбыта и системные проблемы нужно преодолевать при помощи структурных преобразований. Реформа энергосбытовой деятельности предполагает новые подходы в сбытовой политике, постановку новых задач, изменяющих отношения поставщика и потребителей, принципиально новые управленческие решения и функциональную структуру.

Презентация реформы энергосбыта была проведена на последней конференции руководящего состава, где был задан вектор изменений. Программа была принята и одобрена руководством Иркутскэнерго и наших филиалов. Многие находились в состоянии ожидания изменений и с удовлетворением приняли, то что было предложено. На конференции, большой перечень вопросов был отведен необходимости проведения реформ, не только энергосбытовой деятельности, но и в других направлениях, прежде всего в сфере производства, управления активами, стратегии развития компании. Это серьезный показатель того, что мы находимся, возможно, впереди. Мы успеваем адекватно реагировать на изменения внешней среды, и менеджмент компании внутренне готов, и ожидает структурных изменений и улучшений в системе управления компанией.

От прибыльности работы энергосбыта, от умения собирать доходы, зависит конкурентоспособность всей энергосистемы. Энергосбыт взаимодействуя с потребителями и внешней средой, должен учитывать новые требования рынка.

В 2002 году нашими основными задачами будут недопущение неоплаченного отпуска электроэнергии и тепла, а также возврат денежных средств из дебиторской задолженности. Мы ожидаем, что в течение ближайших двух лет функции по установлению тарифов могут быть переданы в федеральную энергетическую комиссию. Это, безусловно, принесет либерализацию, более свободное ценообразование, будет стимулировать конкуренцию.

Негативными последствиями может стать рост цен на услуги энергокомпаний. Те компании, которые работают стабильно, будут в состоянии удержать цены на определенном уровне. Сегодня, вы знаете, что цена электроэнергии для промышленных предприятий, например, в Алтайском крае составляет порядка 78 копеек за кВт/ч., в Читинской области -- 84 копейки. У нас тариф для промышленности находится на уровне 17 копеек. Такая большая разница в цене – это довольно большой запас прочности для региональной экономики, для того чтобы получать дополнительные доходы и вкладывать их в качестве инвестиций в модернизацию технологий и развитие производства.

-- Расскажите о новых принципах и подходах в работе энергосбытовой компании.

Все эти условия заставляют нас вводить новые требования к работе с потребителями и качественно изменять сбытовую деятельность. Принципиальным отличием от действующей системы отношений является то, что мы переходим на работу и от потребителя. Пока существует административно-распределительная система: мы поставили энергию, поэтому вы должны оплатить ее. Главной задачей года будет работа под потребности потребителя, с учетом емкости рынков сбыта электроэнергии и тепла. Большие промышленные предприятия у нас в натуральном выражении составляют 56 % от всех поставок электроэнергии, в денежном выражении это 63 % нашей выручки. Средняя промышленность -- 21 % выручки, ФОРЭМ -- около 5 % денежных поступлений. А все остальное -- это население, перепродавцы, мелкая промышленность. Потребители тепла – крупные предприятия в натуральном выражении составляют 55 %, в денежном 70 % нашей выручки. Перепродавцы в натуральном выражении составляют 34 %, в денежном выражении 20 % от общих объемов продаж.

Сейчас деятельность энергосбыта будет ориентирована на работу с оптовыми перепродавцами и социально значимыми потребителями потребителями. При этом подразделения, работающие с потребителями, будут являться приоритетными, подразделениями первого порядка, остальные – обеспечивать достижение целей первыми. Эти подразделения первого порядка мы называем дивизионами. В ближайшее время мы сформируем дивизион крупной и средней промышленности, дивизион перепродавцов и социальных потребителей, оптовых продаж. Подразделения второго порядка работают на них. Это позволит сосредоточить главные силы на главных направлениях энергосбытовой деятельности и усиливать горизонтальные связи подразделений. Работа с населением и мелкими потребителями будет сосредоточена в наших региональных отделениях.

Основной принцип совершенствования энергосбыта это формирование центров ответственности и принятия решений за работу с конкретной группой потребителей. Это будет персонифицированная ответственность. Сейчас за конечный результат отвечает только директор энергосбыта. Будут формироваться отдельные команды из разных специалистов, которые будут отвечать уже комплексно за работу с этой группой потребителей, не размывая ответственность, как это было раньше.

Я хотел бы обратить внимание, что реформа энергосбыта -- это не самоцель. В компании есть очень хороший опыт, но для дальнейшего успешного продвижения должен измениться менталитет прежде всего самих сотрудников компании, необходимы изменения в кадровой политике. Мы ждем от сотрудников иного подхода к работе, иного качества работы.

Показать в формате для печати